Закономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
Психотерапия и психиатрияДушевные отклонения и болезни...
Психология творчестваПсихология творчества
X
Закономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
Психотерапия и психиатрияДушевные отклонения и болезни...
Психология творчестваПсихология творчества
X
«В Средние века, когда разжечь огонь было делом нелегким, люди носили с собой металлические коробочки с тлеющими угольками, которым весь день не давали потухнуть, подкладывая небольшие щепки. Это означало, что можно легко разжечь огонь когда угодно, раз искорка всегда с собой. Вы тоже стремитесь дать эту искру позитивного мнения другим людям, чтобы вдохнуть в них уверенность перед лицом изменений.
Доктор Шед Хелмсеттер, американский детский психолог, подсчитал, что за первые 16 лет нашей жизни люди говорят нам «нет» примерно 148 000 раз. Возьмите калькулятор и разделите 148 000 на 16, а потом на 365; получится 25 «нет» в день. Он также обнаружил, что в среднем родители разговаривают с детьми в негативном ключе примерно 90 процентов времени. Не удивительно, что, согласно недавним исследованиям, 90 процентов британских детей в возрасте четырёх лет имеют положительное представление о себе, но эта цифра падает до 5 процентов к 16-летнему возрасту.
Отрицательное восприятие влияет и на взрослых. Джон Готтман, психолог из Вашингтонского университета (с которым мы ещё встретимся чуть позже), исследовал более 3000 женатых пар и говорит, что соотношение позитивных и негативных комментариев в семье должно составлять, по крайней мере, 5:1, иначе брак продлится недолго. Столкнувшись с изменениями, наш мозг быстро вспоминает все предыдущие катастрофы и воссоздает те же ужасные чувства отчаяния и тревоги.
Это мышление, конечно, настраивает на негативный лад, лишает уверенности в том, что мы можем справиться с изменениями. Неуверенность ведёт к низким результатам, которые, в свою очередь, ещё больше снижают самооценку и приводят к ещё худшим итогам. Вы попадаете в бесконечный круг пессимизма.
Затаскивать своих противников в этот пессимистический круг - излюбленный метод австралийской команды по крикету, они называют это «изводить противника». Бывший капитан команды Марк Во с гордостью говорит о «психологической дезинтеграции противника» ещё до подачи мяча, когда противнику напоминают обо всех предыдущих неудачах, слабостях и ошибках (в ярчайших подробностях!). Они понимают, что это не поможет им показать лучший результат. Однако как часто перед лицом изменений мы начинаем «изводить» себя?
Не допускайте этого, стараясь хотя бы раз в неделю говорить что-то позитивное людям, которые нужны вам для реализации изменений».
Дэмиан Хьюз, Как изменить абсолютно всё, М., «Претекст», 2014 г., с. 69-70.
Замечу, что и в научной деятельности, принципиально важны для развития научного сообщества не попытки «не заметить» научное достижение, а именно попытки его развить – см. подробнее: Слабые / сильные комментарии к научным статьям.