Закономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
История обучения творческим приёмамИстория обучения именно творческим приёмам, технологиям и т.п.
X
Закономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
История обучения творческим приёмамИстория обучения именно творческим приёмам, технологиям и т.п.
X
«В конце 1960-х годов Блум начал работать над созданием теории «полного усвоения знаний».
Согласно этой теории, преобладающее большинство студентов, приблизительно 90-95%, способны усвоить базовые принципы, понятия и навыки, если для этого им даётся достаточно времени.
Для Блума точкой отсчёта в исследовании полного усвоения знаний стала модель школьного обучения, отработанная Джоном Кэрроллом в Гарвардском университете и позднее в Службе образовательного тестирования в Принстоне.
Согласно Кэрроллу, наиболее значительным дифференцирующим фактором, стоящим за школьными достижениями, является время, а не различия в разного рода учебных способностях. Причина, по которой различия в школьных достижениях традиционно рассматривались в качестве результата способностей ученика, заключалась в том, что на выполнение тестов, предлагающихся студентам, как правило, отводится ограниченное время. В этом, как утверждал Блум, и кроется главное объяснение, почему результаты тестов распределяются согласно знаменитой Гауссовой колоколообразной кривой, т.е. распределяются «нормально».
Однако студенты, обладающие таким преимуществом, как индивидуальное обучение (что традиционно являлось привилегией высших социальных слоёв), имели в своём распоряжении достаточно времени, чтобы выучить необходимый материал. Различия, какие можно отметить в течение первого года формального школьного обучения, значительно возрастают по мере углубления учащегося в систему. Если же радикально индивидуализировать обучение и варьировать его темп в зависимости от исходной подготовки ребёнка, то 90% учащихся можно привести к достижению учебных целей.
Безусловно, подобное заявление стало вызовом аксиоме «индивидуальных различий», занимавшей центральное место в психологии образования. Как отмечалось выше, в 1970 году Блум получил премию AERA и «Фи Дельта Каппа» за выдающийся вклад в образовательные исследования. В следующем году он был приглашён AERA прочесть лекцию по теме, которую выберет сам. Предложенная Блумом формулировка оказалась провокационной даже с учётом знака вопроса: «Индивидуальные различия стираются?»
Исследование, основанное на идее полного усвоения знаний, сфокусировано на трех основных факторах, которые, согласно Блуму, объясняют до 90% различий в успехах, достигнутых в процессе традиционного школьного обучения.
Первый фактор был назван когнитивным исходным поведением - это знания и способности, которыми ученик обладает в начале решения новой задачи. Диагностируя эти исходные различия и адаптируя к ним учебно-педагогический процесс, можно сократить итоговые различия до 50%.
Второй фактор, эмоциональное исходное поведение, направлен на то, чтобы сгладить возможное разочарование от первых неудач, которые сильно влияют на мотивацию будущего обучения. В результате оптимальной стимуляции на начальном этапе различия в итоговых достижениях могут быть сокращены до 25%.
Третий фактор состоит в том, что процесс обучения происходит с учётом среды и времени, однако не последнюю роль играют также поощрение и индивидуальный подход. Таким образом могут быть устранены ещё 25% итоговых различий.
В 1976 году, после нескольких лет дальнейших исследований системы полного усвоения знаний Блум попытался «критически оценить» свою дидактическую модель, уже опробованную на практике как в Америке, так и за её пределами.
Подведение итогов представлено в книге: Человеческие особенности и школьное обучение / Human Characteristics and School Learning.
В предисловии Блум в трёх простых тезисах излагает свою концепцию усвоения знаний. Когда он только начинал исследования в области образовательного оценивания, наиболее распространённая аксиома звучала так.
1. Есть хорошие ученики, и есть ученики плохие.
2. Затем появилась модель школьного обучения Кэрролла.
3. Есть ученики, быстрее усваивающие материал, а есть те, кто усваивает его медленнее.
Блум и его коллеги задались вопросом, действительно ли дополнительное время и определённая помощь могут помочь значительной доле учащихся достичь более существенных образовательных результатов по сравнению с теми, что достигаются Посредством традиционной модели.
Резюмировались эти изыскания следующим заключением.
Создавая благоприятные для учебы условия, можно достичь значительно большего равенства учащихся с точки зрения способностей к обучению, показателей обучаемости и мотивации к последующему обучению. Первую главу упомянутой выше книги Блум закончил антимеритократическим тезисом: современные общества больше не могут довольствоваться отбором так называемых способных учеников, но должны найти способ их развития».
Пятьдесят современных мыслителей об образовании, от Пиаже до наших дней / Под ред. Джоя Палмера, М., «Высшая школа экономики», 2012 г., с. 147-150.