Самостоятельное решение сложной Задачи
Ранняя творческая СверхнагрузкаРанняя творческая Сверхнагрузка / тренинг
Раннее освоение эвристикРаннее открытие / освоение эвристик
X
Самостоятельное решение сложной Задачи
Ранняя творческая СверхнагрузкаРанняя творческая Сверхнагрузка / тренинг
Раннее освоение эвристикРаннее открытие / освоение эвристик
X
«В 1959 году Роберт жил вдвоём с матерью – сестра Джоан уже вышла замуж и переехала в другой город.
Как только ему исполнилось 16 лет, он сразу же бросил школу, проучившись шесть классов (до этого возраста американское законодательство не позволяло прекращать учёбу). Тогда же он сказал Ларсену который был его секундантом на турнире претендентов: «Там все дураки - и ученики, и преподаватели! Нельзя, чтобы учителями работали женщины! Лишь учитель физкультуры был не слишком глуп - он умел играть в шахматы...».
Школа мешала Бобби - отвлекала от занятий шахматами. Теперь же он мог полностью посвятить себя шахматам. Фишер мог многими часами корпеть за шахматной доской, изучая ту или иную позицию. Дома он порой расставлял на столах, кровати, тумбочке, подоконнике шахматные доски с различными позициями, а потом неторопливо переходил от доски к доске и словно сеансер против множества противников обдумывал очередной ход, изучал возражения за белых или чёрных. Интересно, что на практике он терпеть не мог сеансы одновременной игры.
Фишер очень серьёзно подходил к каждой партии. Он не позволял себе расслабляться ни на одной стадии игры. Даже в блице соперники чувствовали железную хватку Бобби на протяжении всей партии. Природный талант плюс неистощимая тяга к шахматным знаниям вкупе с огромной работоспособностью позволили Фишеру стать шахматистом высокого класса.
А способности у Бобби были действительно отличные: великолепная память, умение схватывать суть проблемы. Несмотря на незаконченное среднее образование Фишер обладал широкими знаниями. Его интеллектуальный коэффициент IQ (в США тогда стало модным его подсчитывать), полученный путём тестирования, равнялся в те годы 189, тогда как средним считался IQ порядка 110-120.
В дальнейшем Фишер много занимался самообразованием, навёрстывал то, что упустил в школе, и не получил, лишившись университетского образования. Он запоем читал книги, газеты, живо интересовался историей, географией, мировой культурой, религиями, самостоятельно выучил несколько языков (кстати, заметим, его мать Регина Фишер могла объясняться на восьми языках).
Когда в 1996 году новый президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов встретился с Робертом Фишером в Будапеште, он был поражён тем, как резко отличался его реальный собеседник от того образа, который был создан прессой на протяжении десятков лет. Вместо мрачного отшельника, живущего только миром шахмат, перед Илюмжиновым предстал интересный, остроумный и высокоэрудированный человек.
А в 1958 году Бобби жил только шахматами. «Я сама поощряла в нем эту страсть, - говорила Регина Фишер. - Но теперь вижу, что шахматы заслоняют ему всё. Он ничего не читает, кроме шахматных книг, разве что бесконечные серии о похождениях Тарзана и приключениях Фуманчу. Боюсь, что это одностороннее увлечение обеднит его жизнь - ведь он очень способный парень и, замкнувшись в 64 клетках шахматной доски, в чём-то обкрадывает себя...».
Гроссмейстер Роберт Бирн говорил в 1963 году: «...С самого первого успеха (победа в чемпионате США 1957 года) Бобби оказывает исключительное влияние на американскую шахматную жизнь. Многие юноши обратились к шахматам под впечатлением его блестящей карьеры».
Пак В.Н., Роберт Фишер. Парадоксы шахматного гения, М., «Аст», Донецк; «Сталкер», 2005 г., с. 39-40.