«Позиция стоиков почти противоположна установке «я всё могу», которая так часто встречается в современной литературе по личному развитию.
Философия стоиков, с упором на принятие вещей такими, какие они есть, может казаться фаталистической. Люди в современном мире избегают позиции «всё неплохо» и предпочитают ей намерение изменить мир.
Однако обычная реакция на чтение Эпиктета и других философов-стоиков - что они не пессимисты. На самом деле цель эвдемонизма, или стремления к счастью, - это счастье человека, пребывающего в согласии с божественным разумом. Такой человек не борется с миром и не порицает его, а делает всё возможное, чтобы увеличить количество здравомыслия и мудрости в той части света, в которой живёт. […]
Наши способности - не просто физические, они включают умение терпеть и развивать величие души. Эти способности, по мнению Эпиктета, такая же часть нас, как слух или зрение.
Эпиктет сравнивал трудности с «грубым молодым человеком», с которым нас вынуждают бороться на арене. Замысел Бога состоит не в том, чтобы мы проиграли, а чтобы этот бой сделал нас невозмутимыми. Если вы искушаемы похотью, воспользуйтесь этой возможностью, чтобы развить самоконтроль; если вы физически страдаете, это блестящий шанс научиться стойкости; если кто-то начинает на вас кричать, разве найдёшь лучшую возможность поупражняться в терпении?
Эпиктет, бывший рабом, любил бытовые примеры. Хозяин дома, советовал он, должен прощать, когда кто-то прольёт немного масла или украдёт немного вина, потому что «по этой цене продаётся свобода от волнений».
Когда кто-то нам досаждает, мы должны помнить, что другой человек - «потомок Зевса», как и мы; набрасываясь на него, мы расшатываем себя и забываем о нашей человеческой природе.
Эпиктет уместно замечает, что ужасны не события, а наша трактовка этих событий. Он поучает: «Хромота - помеха для ноги, но не для воли». И хотя она мешает нам ходить, можно ли считать больную ногу причиной нашего несчастья?
В понимании Эпиктета, ни одно событие не требует какой-то определённой реакции».
Том Батлер-Боудон, 50 великих книг о силе духа, М., «Эксмо», 2013 г., с. 130-131 и 128.