Душевные отклонения и болезни...
Психотравмы и судьба человека...Детские и юношеские психотравмы и судьба человека...
Анти-творческие поступкиАнти-творческие поступки...
X
Душевные отклонения и болезни...
Психотравмы и судьба человека...Детские и юношеские психотравмы и судьба человека...
Анти-творческие поступкиАнти-творческие поступки...
X
«Профессор Джеррольд Пост во многих своих анализах Саддама Хуссейна подчёркивает, что лица, принимающие решения, не должны помещать Саддама среди сумасшедших. В этом случае его начинают трактовать как непредсказуемого, чего нет на самом деле. Здесь мы снова выходим на тот смысл, ради которого создаются подобные психологические портреты - это предсказуемость поведения анализируемого лидера.
Саддам Хуссейн, родившийся в 1937 году в бедной крестьянской семье возле Тилкрита, сформирован своим детством. Отец его умирает до eго рождения, мать вторично выходит замуж за дядю по отцовской линии Саддам начинает жить в семье дяди по материнской линии, который и сформировал его представления. Дядя боролся против Великобритании в восстании 1941 года и провёл пять лет в тюрьме за националистическую агитацию. Он наполнил голову мальчика рассказами о его героических родственниках - дедушке и двух дядях.
Героем для Саддама стал Нассер, который, когда мальчику было 15 лет, совершил революцию в Египте в 1952 году. Уже в 20 лет под влиянием Нассера Саддам вступает в партию. В 1968 году Хуссейн сам совершает переворот в своей стране с помощью главы военной разведки, хотя через две недели Хуссейн арестовывает его и затем уничтожает.
Последний вариант Дж. Пост рассматривает как парадигму, в рамках которой действует Саддам. Преданность является вопросом ситуации, а ситуации меняются. Если в ком-то ощущается возникающая угроза, независимо от его преданности в прошлом, он должен быть уничтожен. Дж. Пост пишет, что нет никаких доказательств, что Саддам страдает от какого-либо психического расстройства. Он даже не импульсивен, может действовать очень осторожно, когда даже время становится его оружием. Он также предлагает интересную конструкцию для описания того, как сформирован мир Саддама: «В то время как психологически он соприкасается с реальностью, политически он часто находится вне соприкосновения с реальностью. Взгляд на мир у Саддама сужен и искажён, у него практически нет опыта за пределами арабского мира. Его единственный продолжительный опыт с неарабами состоял в контактах с его советскими военными советниками и у него, как сообщается, была одна короткая поездка во Францию в 1976 году ».
Отсюда видно, что мир Саддама и в детстве, и позже является закрытым, введенные стереотипы не имеют возможности измениться. Более того, став во главе государства, он только усилил эти стереотипы, поскольку никто не мог ему возражать внутри его страны. Это вообще свойство любого лидера, который постепенно попадает во все более контролируемую информационную ситуацию.
Один вывод из этого анализа позволяет понять действия американской стороны, которая не пошла на переговоры с Саддамом, которые предлагались иракской стороной в преддверии войны. Дж. Пост констатирует, что даже если Саддам временно пойдёт на отступление и изменение своего курса, это будет только временно, он вернётся позже, ещё более сильным. Как видим, данный вывод психолога может вести к определённым, вполне конкретным, стратегическим решениям.
В своём интервью в журнале «Newsweek» Дж. Пост подчёркивает, что с точки зрения его наблюдений Саддам выглядит на экране усталым и находящимся в напряжении (Braiker В. Did the real Saddam just stand up? // Newsweek. - 2003 - March 20). Это не тот Саддам, каким он был раньше. В то же время, отвечая на вопрос, можно ли представить себе Саддама, который будет искать убежище за пределами страны, Дж. Пост отвечает отрицательно: «Его нельзя представить себе сидящим где-то у плавательного бассейна. Более того, он действительно заботится о своей исторической роли». […]
Дж. Пост не считает, что Саддам может совершить самоубийство как Гитлер. Он описывает его как страдающего «болезненным нарциссизмом», но не как сумасшедшего. Кстати, это самый лёгкий путь для аналитика объявить человека, исповедующего другую систему ценностей, сумасшедшим.
Главными чертами Саддама являются: параноидальный, рассматривающий себя в окружении врагов, при этом игнорируя собственную роль в создании таких врагов, несвязанный угрызениями совести, свободно устраняющий подчинённых и родственников, - убеждённый в своем великом предназначении стать великим лидером всего арабского мира.
Среди набора возможных разрешений ситуации Дж. Пост рассматривает три:
- устранение: если он начнёт устранять людей вокруг себя, его могут устранить ближайшие сторонники;
- исчезновение в бункерах, что приведёт к возникновению варианта Робин Гуда для арабского мира;
- политическое убежище в дружественной стране, что является маловероятным.
Как видим, второй вариант развития событий оказался реализованным. Саддам стал слать свои воззвания неизвестно откуда, а партизанская активность внутри Ирака сохраняется. В начале своей академической карьеры в 1987-1989 гг. Дж. Пост получил двухлетний грант на изучение терроризма. Опираясь на модели, принятые в религиозных культах, юношеских бандах, организованной преступности. Дж. Пост пытался понять процессы формирования террористических групп, процессы входа / выхода из них.
Саддам Хуссейн также изолирован от своего народа, живя среди доверенных советников, выходцев из своей семьи или из клана, связанного с Тилкритом В результате всё это позволяет создать свой мир, в котором многие события будут иметь свои же интерпретации. Например, война в Персидском заливе 1991 года, названная Саддамом Матерью всех битв, по его мнению, закончилась победой Ирака.
Дж. Пост уводит все причины с Саддамом даже ко времени беременности его матери. Отец умирает, когда он ещё не родился, а она стремилась покончить с собой и сделать аборт. Кстати, предотвратила этот её поступок одна семья евреев, живущая сейчас в Израиле. Отчим Саддам был груб с ним физически и психологически, растаптывая в результате его самоуважение, что привело к компенсаторным мечтам о будущей славе. И эти мечты укрепил дядя, к которому мальчик переехал позднее.
Как видим, Саддам дает «выгодный» для психологов пример роли раннего детства на формирование личности.
При этом Саддам был исходно сильной личностью. Он переезжает к своему дяде в восемь лет, когда оказалось, что дома не хотят его учить. Дж. Пост анализирует даже его дворец с роскошью на поверхности и бункером внизу, готовым вынести всё, кроме атомного удара. «В этом его психология, - говорил Пост. - Грандиозный фасад, а под ним всё готово психологически к осаде: к атаке или к удару в ответ». Дж. Пост подчёркивает ограниченность своего анализа, поскольку он никогда не встречался с Саддамом лично.
Он связывает Саддама с Гитлером по целому ряду общих характеристик, в числе которых: «ничем не ограниченная погруженность в себя и неспособность идентифицироваться с болью и страданиями других... отсутствие доказательства существования совести... отсутствие ограничений на использование агрессии... параноидальное отношение». Правда, одновременно это может говорить и об определённом единстве аналитической школы ЦРУ, создавшей два эти портрета. […]
Саддам всё время находится в такой закрытой среде: сначала у дяди, потом в роли национального лидера. Вокруг него проходят потоки информации одного типа, способствуя созданию негибкой системы представлений, которая в то же время обладает сильной упорядоченностью и устойчивостью.
Экстремальные условия жизни (обязательность стресса) способствуют как фиксации этих установок, так и экстремальному отношению к другим, например, Саддам запросто мог отправить к праотцам кого угодно. Экстрим в поведении разрешает любые действия, но морально он оправдан высшим предназначением. Кровь на руках на низшем уровне вполне может соотноситься с чистыми молитвенно сложенными руками на метауровне.
Эти три параметра - стресс детства, закрытая информационная среда, экстрим в поведении - формируют типаж, поведение которого начинает трактоваться как непредсказуемое, с точки зрения внешнего наблюдателя.
Внутри своей системы ценностей, внутри своей страны, Саддам, например, вполне любим и даже боготворим, как, например, Сталин, который также мог отправлять в небытие своих сторонников одного за другим, и все его действия сопровождали бурные и продолжительные аплодисменты».
Почепцов Г.Г., Стратегический анализ. Стратегический анализ для политики, бизнеса и военного дела, Киев, «Дзвiн», 2004 г., с. 255-259.