Различные подходы к прогнозированию
СоциологияЗакономерности, модели и эффекты и в группах людей от сотен человек и выше
X
Различные подходы к прогнозированию
СоциологияЗакономерности, модели и эффекты и в группах людей от сотен человек и выше
X
«В 1940-1950-е годы англосаксы становились на 10-15 см выше и на 10-20 кг тяжелее отцов и дедов. Они становились половозрелыми на 3-5 лет раньше.
В 1960-е годы акселерация охватила весь цивилизованный мир.
Перепуганные «аналитики» мрачно бухтели, что раз становятся взрослыми раньше, то и продолжительность жизни сократится. Не сократилась, а выросла. Одновременно многие параметры тела изменились: у акселератов меньше объём грудной клетки по отношению к телу, иные пропорции рук и ног. Имеет смысл принять во внимание: люди, участвовавшие в Гражданской и Второй мировой войнах, люди с семейных фотографий 1950-х годов, отличаются от нас по ряду анатомических и физиологических параметров. Цивилизация «улучшила» нас.
В наше время вся цивилизация, примерно 20% человечества, - это популяции «улучшенных» людей, частичных андроидов. «Улучшение» поступательно продолжается: мы становимся всё более искусственными сразу по нескольким направлениям:
1. Идёт всё более жесткий отбор биогенных существ. Полагается считать, что мы больше не подвергаемся естественному отбору. Это верно в том смысле, что нас больше не отбирает природа на способность жить в природных же ландшафтах, вести образ жизни крупных хищных животных.
Но мы подвергаемся жесточайшему искусственному отбору. По этому поводу могут быть разные мнения, но я лично считаю: искусственный отбор современного человека более жесток, более беспощаден, чем любой естественный отбор.
Это и отбор на способность жить в условиях загрязнения.
И отбор на способность жить все более интенсивно, всё больше и больше работать.
И отбор на способность подчиняться общественной дисциплине.
И отбор на умение работать с информацией: с книгой, газетой, с компьютером.
2. Наша биогенная сущность всё больше зависит от искусственных, разумных, а то и от химических влияний.
Современный человек может обойтись и без физических нагрузок... Если он разумный и хочет жить долго и счастливо, он обязательно создаст себе некоторую толику нагрузок: хотя бы физзарядку по утрам, умывание холодной водой и гантели.
Если человек ещё разумнее, он будет ездить на велосипеде, кататься на лыжах, плавать, пойдет в секцию ушу или цигуна... словом, он найдёт для себя систему оздоровления, особ самого себя тренировать и закаливать. Состояние его биогенной («естественной») плоти прямо зависит от этих совершенно искусственных, и к тому же нежных для выживания упражнений и нагрузок.
3. Так же точно зависит человек от возможности лечиться (классическое «отлежаться»), от лекарств и от веществ, которые я бы назвал «химическими костылями».
В среднем и пожилом возрасте от них зависит не только здоровье, а само бытие человека.
Всё это признаки искусственного, хотя и биогенного, существа.
Всё более искусственно наше тело.
Сам факт нашего бытия - следствие искусственно созданных условий жизни. Поскольку Великой Гигиенической революции середины - конца XIX века обязаны бытием не только мы сами, но наши отцы и деды, даже прадеды, то все мы - обладатели трижды и четырежды искусственного бытия.
Физиологически современный человек отличается от предков сильнее, чем анатомически. Психологически больше, чем физиологически. По некоторым данным, только 4-5% мужской популяции россиян младше 30 лет физически способны на изнасилование. В «норме» сопротивление самки автоматически гасит половую охоту и эрекцию.
Напомню, что во время Второй мировой войны в Германии почти не осталось не изнасилованных женщин. В Южной Африке есть народное поверье, что от СПИДа можно избавиться, «передав» его женщине, если взять её силой. В результате и там на пороге XXI века не осталось не изнасилованных женщин.
Ёмкость мозга, способность задействовать большее число связей между его отделами не изучались (по крайней мере я не слыхал о таких исследованиях). Но способность одновременно активизировать разные участки мозга очевидно развивается. Юлий Цезарь мог одновременно слушать доклад, писать и читать. Это производило такое сильное впечатление на современников, что имя Цезаря стало нарицательным.
В наше время трудно кого-либо удивить зрелищем человека, который одновременно слушает музыку, читает, работает на компьютере и смотрит фильм.
Мозг современного человека в норме функционирует так, как две тысячи лет назад функционировал мозг гения.
Автор этой статьи в 1963 году начинал учиться в кассе для «одарённых детей», Критерием «одарённости» стало знание грамоты к 6-7 годам. У молодёжи я порой вызывал разочарование - поздно начал читать, в 6 лет. Большинство нынешних 20-летних, родившихся в 1980-е, читать начали раньше.
Мы не просто «другие» - мы «улучшены» в сравнении с предками... и с теми, кто не прошёл этих этапов искусственного «улучшения». И продолжаем стремительно «улучшаться».
Всё больше становимся андроидами».
Буровский А.М., После человека, в Сборнике интервью: Чеснокова Т.Ю., Постчеловек. От неандертальца до киборга, М., «Алгоритм», 2008 г., с.190-193.