Список проблем / задач в явном виде
Список допущений в явном видеСписок допущений / парадигм в явном виде
X
Список проблем / задач в явном виде
Список допущений в явном видеСписок допущений / парадигм в явном виде
X
«Познание означает достижение нового знания.
Предметом познания является не только внешний мир, но и человек, его внутренний мир. Познание так или иначе обращено к самому себе, стремится выяснить пути и способы достижения нового знания.
Процесс перехода от незнания к знанию весьма сложен, противоречив. Чтобы его осмыслить, надо выделить те основные гносеологические ситуации, в которых находится субъект, стремящийся перейти от незнания к знанию и затем - ко всё более полному и точному знанию.
На наш взгляд, можно выделить четыре такие ситуации, в которых всегда находится всякий познающий субъект.
Обозначим их кратко следующим образом:
1) тайне о знании (когда субъект обладает некоторым знанием и в то же время знает, что оно истинно или оценивает его как вероятное, неточное и т.п.);
2) незнание о знании (когда некоторое присущее субъекту знание не рефлексируется, не осознается, пребывает на протяжении какого-то интервала в скрытой форме);
3) знание о незнании (имеется в виду проблемная ситуация, когда субъект обнаруживает и четко фиксирует своё незнание чего-либо определённого);
4) незнание о незнании (речь идёт о допроблемной ситуаций: например, учёные XVIII века не только ничего не знали о квазарах или о молекулах ДНК и генетическом коде, но совершенно не знали и о том, что они этого не знают).
Обычно в нашей гносеологической литературе подробно анализируются первая и третья ситуации, и уже это обнаруживает весьма сложную, многоплановую взаимозависимость категорий знания и незнания. Что касается второй и особенно четвёртой ситуации, то они исследованы пока ещё недостаточно, хотя представляют большой интерес для понимания путей формирования нового знания. Без их учёта и тщательного анализа не может быть основательно раскрыта многомерная структура взаимоотношений между знанием и незнанием».
Дубровский Д.И., Обман. Философско-психологический анализ, М., «Канон +», 2010 г., с. 152-153.