Изменённые состояния сознания человека
АтеизмАнти-религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
Изменённые состояния сознания человека
АтеизмАнти-религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
«Нуждается ли вера в Бога в подкреплении хорошими аргументами для того, чтобы быть рациональной?
Может быть, и нет. Некоторые люди утверждают, что им не нужны никакие аргументы, ибо они непосредственно переживали истинность Его существования. У них есть личный опыт Бога. Трудно оценить опыт такого «переживания», ибо этот опыт не связан с каким-то одним верованием.
Католики видят Деву Марию.
Индусы видели Вишну.
Римлянам являлся Юпитер.
Древние греки видели Зевса.
Даже многие атеисты утверждают, что имеют опыт переживания сверхъестественного (хотя и не Бога).
Сам факт наличия у людей столь странных и часто противоречащих друг другу переживаний – переживаний, которые всегда соответствуют их собственной религиозной вере (никто, например, не слышал о том, чтобы католику являлся Зевс), уже говорит о том, что к таким «откровениям» нужно относиться с осторожностью.
Следует к тому же учесть, что по крайней мере некоторые из этих религиозных переживаний вызваны, как сейчас доказано, физиологическими причинами.
Например, знаменитое переживание прохождения через «тоннель» и света в конце, испытанное людьми, находящимися на грани смерти, вызвано кислородным голоданием (которое обычно и создает состояние эйфории и образ тоннеля). Его можно вызвать у лётчиков во время испытаний на центрифуге (можно видеть выражение «блаженства» на лицах лётчиков как раз перед тем, как они теряют сознание). Тот, кто верит, что пережил встречу с божеством, может верить в это.
Но такое переживание нельзя рассматривать как аргумент в пользу веры».
Стивен Лоу, Философский тренинг, М., «Аст», 2007 г., с. 99.