«Так и в наше время совершается лучеобразное распространение разных полезных сведений, с тою лишь разницей, что увеличившаяся плотность населения и вообще совершившийся за это время прогресс поразительным образом ускоряют это распространение, подобно тому, как скорость распространения звука находится в прямой зависимости от плотности среды.
Всякий социальный факт, т. е. всякое изобретение или открытие стремится распространиться в своей социальной среде, среде, которая и сама по себе, прибавил бы я, стремится также распространиться, потому что она состоит существенным образом из подобных же фактов, обнаруживающих беспредельную притязательность. […]
В подражательном распространении социальных фактов существует интерференция, как существует интерференция волн и типов живых существ.
Когда две волны, или два физических деятеля приблизительно одинаковые, вышедшие из двух различных центров, встречаются затем в одном и том же физическом существе, в одной и той же частице материи, то сила, движущая их, или возрастает, или нейтрализуется, смотря по тому, двигаются ли они в одном и том же направлении, или прямо в обратных направлениях по одной прямой линии.
В первом случае подымается новая, сложная и более сильная волна, стремящаяся распространиться далее.
Во втором, происходит столкновение и частичное разрушение до тех пор, пока одно из двух соперничающих движений не возьмёт верх.
Точно также, когда два типа, хотя и различные, но находящиеся в довольно близком родстве, два живые существа, размножавшиеся до тех пор из поколения в поколение независимо друг от друга, приходят в столкновение, и не просто на одном и том же месте (разные животные, ведущие между собою борьбу и пожирающие друг друга), - это было бы лишь чисто физическим столкновением, - но в самом живом существе, в самой зародышевой клетке, благодаря скрещиванию двух различных пород, что представляет единственный истинно жизненный вид столкновения и интерференции, то, вы знаете, что тогда происходит... Тогда получается или помесь, отличающаяся большею жизненностью, чем её производители, и в то же время большей плодовитостью, передающая своему постоянно возрастающему потомству свои отличительные особенности; получается истинное, новое откровение жизни, или - помесь, более или менее хилая; она произведёт на свет несколько вырождающихся потомков, и несовместимые особенности производителей, насильственным образом соединенные, не замедлят разорваться, причем дело окончится решительным торжеством одного типа и гибелью другого.
Точно также, два верования или два желания или одно верование и одно желание, словом, два социальных фактора (так как в окончательном анализе социальных явлений мы находим их только под различными наименованиями догматов, чувств, законов, потребностей, обычаев, нравов и т.д.), совершавшие в продолжение известного времени, в силу воспитания или примера, т.е. подражания, независимо друг от друга, свой путь в этом мире, оканчивают нередко тем, что встречаются. Для того, чтобы в данном случае получилось действительно психологическое или социальное столкновение и интерференция, необходимо, чтоб эти два фактора не только сосуществовали в одном и том же мозгу и являлись одновременно, как составные элементы одного и того же настроения ума или сердца, но чтобы один представлялся по отношению к другому - либо как содействие или помеха, либо как причина, следствием которой является другой из этих факторов, либо как утверждение, отрицанием которого служит именно другой фактор. Что же касается факторов, ни содействующих, ни мешающих, ни подтверждающих, ни противоречащих друг другу, то они не могут взаимно интерферировать, как не могут интерферировать две разнородные волны или два представителя живых существ, имеющих слишком мало общего между собою и потому не могущих скрещиваться.
Если два фактора кажутся содействующими или взаимно подтверждающими друг друга, то они соединяются, в силу одного только этого свойства, этой возможности, и образуют новое практическое или теоретическое открытие, распространяющееся в свою очередь, как и его составляющая, путем подражательной заразительности. В этом случае получается увеличение силы желания или силы веры, подобно тому, как в соответствующих случаях благоприятной физической или биологической интерференции происходит увеличение двигательной или жизненной силы. Если же, напротив, интерферирующие социальные факторы, известные утверждения или цели, догматы или интересы, убеждения или страсти, действуют одни против других, противоречат одни другим в уме отдельного человека или в умах целого народа, тогда наступает в душе человека или народа нравственное угнетение, нерешительность и сомнение, и такое состояние длится до тех пор, пока, благодаря либо резкому порыву, либо медленным усилиям, этот человек или этот народ не расколется надвое и не пожертвует своим верованием или своею страстью - тем, что менее ему дорого.
Таким путём жизнь творит свой выбор между двумя непригодными для существования типами. Несколько отличный, но весьма важный случай представляет явление, когда два верования, два желания, или же известное верование и известное желание, интерферирующие благоприятно или неблагоприятно в душе одного человека, принадлежат не одному только этому человеку, но отчасти ему, а отчасти кому-либо другому. Интерференция состоит тогда в том, что мысль и воля индивида, о котором идет речь, встречает подтверждение или опровержение со стороны мысли другого человека, содействие или противодействие со стороны воли этого другого. Отсюда симпатия и договор, или антипатия и война».
Габриель Тард, Законы подражания, М., «Академический проект», 2011 г., с. 19 и 24-26.