Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
Психологические защитыМеханизмы психологических защит
Психология творчестваПсихология творчества
X
Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
Психологические защитыМеханизмы психологических защит
Психология творчестваПсихология творчества
X
«Определение целей тесно связано с временной перспективой. Цель человека включает в себя его ожидания от будущего, его желания и мечты. То, где помещает человек свою цель, будет определяться сочетанием двух факторов, а именно: отношением человека к определённым ценностям и его чувством реальности в том, что касается достижимости той или иной цели. То, каковы пределы уровня притязаний, какова ценность успехов и неудач, варьирует от личности к личности и от группы к группе.
В целом в нашем обществе имеет место тенденция определять свой уровень притязаний в соответствии с верхним пределом возможности. С другой стороны, чувство реальности предохраняет человека от неудач и удерживает в определённых рамках его амбиции. И это соотношение досягаемости цели и уровня реальности притязаний - один из самых важных факторов, обусловливающих продуктивность и моральное состояние человека.
Успешный человек обычно определяет свою очередную цель таким образом, чтобы она ненамного превышала ту, что была достигнута им ранее. Таким образом, он постепенно увеличивает свой уровень притязаний. И хотя, в конце концов, он руководствуется некоей идеальной целью, которая может быть относительно недостижимой, цели следующего этапа остаются вполне реалистичными и соответствуют его актуальному положению.
Неуспешный человек, напротив, будет скорее всего демонстрировать один из двух типов поведения - он либо будет ставить перед собой совершенно незначительную цель, меньшую, чем его прежние достижения, иными словами, он испугается и откажется от стремления к более значимым целям, либо поставленная им цель будет превышать его реальные возможности. Второй тип поведения достаточно распространён. Иногда это проявляется в том, что человек осуществляет какие-то незначительные попытки добиться цели, не предпринимая особых усилий; иногда человек в такой ситуации слепо следует своей идеальной цели, не соотнося свои действия с тем, что действительно он может сделать при данных обстоятельствах.
Определение и осуществление важной цели и при этом реалистичное планирование своей деятельности с учетом ограничений ситуации - вот одна из основных задач и критериев высокого морального духа.
Масштабность целей, которые ставит перед собой человек, в значительной степени обусловлена стандартами той группы, к которой он принадлежит, а также стандартами групп с более высоким и низким статусом. Эксперименты, проведённые с участием студентов колледжа, показали, что если стандарты группы низки, то человек будет экономить силы и ставить цели гораздо ниже того уровня, которого он в реальности может достичь. Если же стандарты группы высоки, то и цели человека, к ней принадлежащего, будут более масштабными. Иными словами, и идеалы, и действия человека зависят от группы, к которой он принадлежит, и от целей и ожиданий этой группы. Совершенно очевидно, что проблема индивидуального морального состояния - это, в значительной степени, социально-психологическая проблема, связанная с групповыми целями и стандартами; так обстоит дело даже в тех видах деятельности, где человек стремится к достижению не столько групповых, сколько личных целей. И конечно же в тех случаях, когда человек прилагает усилия для достижения групповых целей, связь между индивидуальным и групповым моральным состоянием представляется ещё более тесной. […]
Переход от подросткового возраста к возрасту ранней зрелости означает расширение пространственной и временной перспективы психологического мира. До известной степени это означает или уход из малых контактных групп, таких как семья, или же оттеснение этих групп на второй план в более широком социальном мире, в котором ему придется существовать. Критиковать стандарты и ценности окружающего мира прежних поколений - вечное право каждого нового поколения. И чем лучше и чем демократичнее было образование людей нового поколения в детстве, тем более серьезной и честной будет эта критика.
Для молодого человека, вникающего в проблемы такого масштаба, - в принципе, для любого человека, в первый раз сталкивающегося с проблемами нового уровня, - типичными можно считать две реакции.
Во-первых, человек может уклониться от принятия решений такой важности, ограничив свою временную перспективу теми рамками, из которых он фактически уже вырос. Его не слишком благоприятное моральное состояние приведет к тому, что он будет уделять всё своё внимание маленьким бытовым повседневным целям. Приведу в качестве примера студентку колледжа, которая была так расстроена этой войной «там, в Европе», что никогда не заглядывала в газеты и не слушала радио.
Во-вторых, человек может отказаться принимать в расчёт временную перспективу, менее длительную, чем пара тысяч лет. Он рассуждает только о том, что обязательно «должно быть»; его цели как таковые сами по себе превосходны, и он отказывается предпринимать хоть что-то, что идет вразрез с его принципами. Поскольку его цели характеризуются огромным расхождением между тем, «что есть», и тем, «что должно быть», т.е. между желаемым уровнем будущего и уровнем существующей реальности, его временная перспектива противоположна той, речь о которой шла выше, а именно удовлетворённости имеющимся статус-кво.
Но сама значимость той отдалённой цели, которую человек столь серьёзно воспринимает, сам факт того, что наличная ситуация чрезвычайно неудовлетворительна, мешает ему трезво оценивать актуальную структуру ситуации и реалистично планировать те незамедлительные шаги, которые следует предпринять для достижения этой цели.
Тому, кто впервые сталкивается с проблемами, связанными с новым масштабом временной перспективы, поначалу сложно отличить циника (считающего, что цель оправдывает средства) от человека высокого морального духа, серьёзно относящегося к своим целям и готового предпринимать определённые усилия для того, чтобы изменить существующее положение вещей».
Курт Левин, Временная перспектива и преодоление трудных ситуаций, в Хрестоматии: Психология личности / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А.А., Архангельская В.В., М., «Аст», «Астрель», 2009 г., с. 205-206 и 208-209.