«Серьёзным вкладом Вернера в теорию психического развития является уточнение и систематизация понятий, которые позволяют более чётко характеризовать черты строения психической сферы, направления или аспекты её развития в сторону возрастающей дифференциации и особенности поведения, характерные для более низких и более высоких уровней развития.
Он выделяет пять аспектов, в которых проявляется прогрессивный ход психического развития, и представляет их в виде пяти оппозиций, по которым более высокие ступени развития отличаются от более низких:
1) Синкретпичностъ - дискретность. Эти термины относятся к содержанию ментальных функций и указывают на то, что содержания, которые на высших ступенях выступают как разные, на низших представлены слитно, недифференцированно, синкретично;
2) Диффузность-расчленённость. Здесь термины относятся к формальной структуре психического содержания и характеризуют развитие структур от форм относительно однородных и гомогенных к формам с ясной самостоятельностью отдельных частей;
3) Неопределённость - определённость. Смысл этой оппозиции в том, что по мере развития отдельные элементы целого приобретают всё большую определённость, становятся всё легче отличимыми друг от друга как по форме, так и по содержанию;
4) Ригидность - подвижность. Чем более дифференцирована структура и более дискретно психическое содержание, тем более пластично, гибко и разнообразно поведение, тем больше оно способно отвечать мельчайшим требованиям варьирующихся ситуаций;
5) Лабильность - стабильность. Эта оппозиция указывает на внутреннюю устойчивость системы, на её способность длительно удерживать определенную линию, стратегию поведения. Чем более подвижными и гибкими могут быть отдельные реакции, тем больше шансов достигнуть функционального уравновешивания со множеством ситуаций, достигать стабильного поведения на длительных отрезках времени.
Вернер не останавливается детально и подробно на вопросе о соотношении развития и обучения, но предлагает определённое его решение.
В целом он ставит знак равенства между этими понятиями, считая, что всякое подлинное обучение в сущности состоит в реорганизации поведения в терминах возрастающей дифференциации и интеграции, т. е. является также и развитием.
Теория психического развития Вернера касается, по-преимуществу, познавательных процессов, но он приводит убедительные данные, что ортогенетическому принципу в равной мере подчиняется также развитие эмоций, способностей, личности, отношений в группе. В целом эта теория представляет собой серьёзное фундаментальное обобщение большого фактического материала и многих достижений теоретической психологической мысли.
Для подтверждения подчиненности хода умственного развития ортогенетическому принципу Вернер привлекает и обобщает обширный фактический материал из разных областей психологии и смежных наук. Часть этих фактов получена самим Вернером и его сотрудниками, но большинство взято из работ других авторов. При этом многие из них не обладают какой-либо особой новизной и, как правило, хорошо известны, но до Вернера не рассматривались вместе, в единой большой системе.
Вернер выделяет три уровня, на которых происходит дифференциация исходно более целостных, глобальных, синкретичных психологических образований: сенсо-моторно-аффективный уровень, перцептивный уровень и концептуальный уровень. Он не рассматривает, как происходит или может происходить переход с одного уровня на другой, но действие ортогенетического принципа на каждом из этих уровней обосновано им всесторонне и убедительно».
Чуприкова Н.И., Умственное развитие. Принцип дифференциации, СПб, «Питер», 2007 г., с. 84-85.