Работа профессионального учёного по Гансу Селье

«Учёный должен научиться строить свой образ жизни так, чтобы защитить себя от влияний, ведущих к творческому бесплодию, - как бы ни были велики его профессиональные навыки, без этого он вряд ли преуспеет.

А блокируют творческое мышление следующие факторы: умственное и физическое истощение, мелкие раздражения, шум, обеспокоенность домашними или денежными проблемами, депрессия, озлобленность, работа по необходимости.

Мало для кого из добившихся успеха учёных хобби или другие вненаучные виды деятельности играют сколько-нибудь заметную роль. Семейные обязанности, культурные и спортивные занятия в «умеренных дозах», несомненно, являются стимулами, но излишне интенсивные и отнимающие много времени вненаучные интересы (в особенности политика и бизнес) несовместимы с полным посвящением себя науке.

Если попытаться назвать три крупнейших помехи для творческой мысли, вызывающие наибольшее раздражение, и приводящие к самым крупным провалам в науке на примере Северной Америки, то я бы упомянул:

1) административные обязанности со всеми вытекающими отсюда мелочными проблемами личных взаимоотношений, канцелярской работой и заседаниями; 
2) преподавание элементарных учебных курсов; 
3) постоянные визиты посетителей, ассистентов и др.,

являющиеся следствием плохой организации работы, либо более распространенная и в равной степени мучительная боязнь того, что в любой момент вас могут оторвать от работы. Эти неблагоприятные факторы частично перекрывают друг друга, но учёный, сумевший создать для себя обстановку, свободную от такого рода смертельных врагов оригинальности, может считать себя поистине счастливым. Лично я испытываю глубокую признательность руководству Монреальского университета, обеспечившему мне практически безупречный, во всех этих отношениях творческий климат».

Ганс Селье, От мечты  к открытию: как стать учёным, М., «Прогресс», 1987 г., с. 87-88. 


Типы идеальных учёных по Гансу Селье