«Вот, например, обучение суммированию цифр в столбик.
Если цифр много, учили нас в школе, то при их сложении возможны ошибки, а потому результат надо обязательно проверять. Однако проверять, добавляли учителя арифметики, надо иным способом, чем ранее было сосчитано. Так, если суммирование велось сверху вниз, то при проверке следует складывать цифры снизу вверх.
Но почему? А потому, отвечали опытные преподаватели, что при повторном сложении тем же самым способом человек имеет тенденцию повторить ту же самую ошибку.
Но ведь это поразительное утверждение как раз и описывает обсуждаемый феномен! Школьник складывает 2 и 3 и почему-то получает 6. Он не осознаёт, что сделал ошибку.
Этот результат не соответствует выработанным у него автоматизмам.
И, тем не менее, при повторном счете он эту же ошибку в этом же месте снова повторяет.
А для повторения ошибки необходимо помнить (пусть в каком-то неосознаваемом виде), где и какая ошибка была сделана. Как иначе возможно её повторить?».
Аллахвердов В.М., Научное исследование как тривиализация обоснованной ахинеи, в Сб.: Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлёв и А.В. Юревич, М., Изд-во «Институт психологии РАН», 2007 г., с. 183.