Симультанный и симультанность по Анри-Мартену Барзену

Художник Анри-Мартен Барзен /  Henri-Martin Barzun [1860-1943] написал: написал эссе «Эра драмы», в январе 1913 г. - «От символа к драме», в мае 1913 г. - «Симультанные голоса, ритмы и песни»; а также выпустил журнал «Стихотворение и драма» (1912-1913).

«Подзаголовок «Эры драмы» - «Эссе о современном поэтическом синтезе» - претендовал на универсальность, как это было характерно и для других течений авангарда. Концепция Барзена была основана на идее «психологической песни человека» и «психологической драматизации», которая достигает в настоящее время наибольшей полноты, проявляясь одновременно «коллективным принципом и личной силой» в самых разных сферах искусства и литературы.

Согласно Барзену, творчество должно основываться на особом ритме, который он называет «драматическим» или «психологическим». «Драматическая песнь» служит для того, чтобы «приспособить лирическую песнь к современной жизни, чтобы расширить естественное пение до уровня поэтического видения. Этот выразительный синтез должен отныне быть сформулирован с достаточной точностью: трансформация монодического мира в полифоническую песнь, в которой голоса, присутствие воли, сущностные силы выражают и манифестируют психологические порядки перманентной драмы чувственной жизни - от индивидуального до универсального. Таким образом, одноголосый лиризм усиливается, расширяется и расцветает, будучи драматизованным психологически с помощью многочисленных голосов». […]

Наиболее оригинальным и вместе с тем вызвавшим много полемики и обвинений в плагиате было основополагающее понятие «симультанность». Всеобщая «драма» происходит не только во взаимоотношениях между человеком и миром, но она пребывает во всём, с того момента, как возникают «симультанные восприятие и откровения». Поэт должен «заставить звучать универсальную драму в своем произведении посредством полифонии одновременных голосов мира». Для обозначения этой поэзии Барзен предлагал много определений: симультанная, панритмическая, вокальная, гармоническая, полимелодическая, орфическая или драматическая и т.п. Принцип «симультанной драматической песни» (chant dramatique simultanne, или «симультанного драматического пения», ибо слово chant можно перевести здесь и как песнь, и как пение) состоит в том, что сам поэт как бы «стирается», «уничтожается» перед теми голосами, которые он призван воплотить, - он выступает в роли вместилища этих голосов.

Вместе с поэтом уничтожается и ценность самой письменной фиксации голосов - в манифесте «Голоса, ритмы и симультанные голоса» Барзен противопоставляет песнь как живую реальность поэзии - и письмо, чернила, бумагу и саму книгу, которые душат и убивают истинную поэзию. То есть, если буквально следовать Барзену, получается, что драматическая поэзия может быть только «хором», никогда не фиксирующим творения в письменном виде. В 1920-1930-е годы критики видели оригинальность «драматизма» в его музыкальности. Теоретический радикализм Барзена можно сравнить по своей абсолютности и парадоксальности лишь с радикализмом итальянских футуристов.

Сначала идеи Барзена вызвали большой энтузиазм у Аполлинера, который в 1913 г. считал, что драматизм является «выражением нашей эпохи, когда универсальное и индивидуальное отвечают друг другу, пребывая в постоянном и восхитительном конфликте», именно в драматизме он видел выражение нового лиризма.

Однако претензии Барзена на то, чтобы считаться изобретателем «симультанности», вызвали большую полемику. И слово (к моменту создания «Эры драмы» были довольно распространены слова simultaneite - симультанность, simultanisme, simultaneisme - симультанизм, или симультанеизм, simultane - симультанный), и связанные с ним понятия широко использовались начиная с итальянских футуристов. Для футуристов это понятие обозначало и конкретный приём, и особый стиль жизни, атмосферу, как отмечает исследователь Б. Пар. Во Франции художник Робер Делоне использовал с 1912 г. («Симультанные окна, выходящие в Город») принцип «симультанных контрастов» и выставил в 1913 г. в Берлине около 20 полотен, где был применён этот приём. Аполлинер напечатал в декабре 1912г. текст-манифест Робера Делоне «Реальность. Чистая живопись». В мартовском номере «Монжуа» 1913 г. Аполлинер сам описал последнюю тенденцию, которую он называет «чистой живописью», или «симультанностью», используя в качестве примера тезисы упомянутого манифеста и картины Делоне, вводя новый синоним симультанности - «орфизм».

В отличие от Делоне, сосредоточенного на описании техники достижения «симультанных контрастов», Аполлинера заботит соотношение между симультанностью и мироощущением поэта: «Наша душа живет в гармонии. Гармония может порождать только симультанность, при которой объёмы и пропорции света достигают души, высшего чувства наших глаз. Только эта симультанность и является творчеством; все остальное - лишь перечисление, созерцание, этюд. Эта симультанность и есть сама жизнь». С другой стороны, понятие орфизма Аполлинер применял к футуристам. […]

Вернемся к Барзену. Идея «симультанности», которую он считал своим изобретением, вызвала в 1914 г. большую полемику в авангардистских кругах. В 1914 г. Барзен выпустил «Манифест поэтического симультанизма», из которого он демонстративно исключил Аполлинера».

Гальцова Е.Д., Французский вектор авангарда, в Сб.: Авангард в культуре ХХ века (1900-1930): теория, история, поэтика, в 2-книгах, Книга 2 / Под ред. Ю.Н. Гирина, М., «ИМЛИ РАН», 2010 г., с. 225-227.