«Эти постулаты нужно рассматривать и как методологические принципы, лежащие в основании науки о языке, и, как показало последующее развитие науки, как принципы любого исследования, опирающегося на понятие системы или структуры.
Как правило, формулируются четыре постулата:
1) постулат о тождестве и различии;
2) постулат о синтагматике и парадигматике;
3) постулат о синхронии и диахронии;
4) постулат о произвольности знака.
1. Первый из названных постулатов в формулировке Соссюра звучит так: в языке нет ничего, кроме тождеств и различий.
Это означает, прежде всего, что всякий языковый знак, или - шире - всякая единица языка, определяется только через совокупность сходств и различий с другими знаками (единицами языка). Иными словами, единственный способ описания языкового знака - выделение его дифференциальных признаков. Знак, конституированный системой таких признаков, опознается как один и тот же (т.е. тождественный себе) во всех своих вхождениях в разные языковые выражения. Этот принцип легко прослеживается в любой формальной системе. Например, в математической теории, построенной в рамках формальной аксиоматики, всякий термин определяется через систему отношений (описанных в аксиомах) с другими терминами теории. Таким образом, постулат о тождестве и различии задает важнейший исследовательский принцип, согласно которому знание об объекте возникает благодаря полноте описания реляционных свойств этого объекта, т.е. (в конечном счёте) при определении совокупности сходств и различий с др. объектами в рамках целостной структуры.
2. Следующий постулат утверждает существование в языке двух типов отношений: синтагматических и парадигматических (у Соссюра - ассоциативных). Синтагматические отношения - это отношения между единицами языка в потоке речи. Эти отношения определяют, в частности, сочетаемость единиц языка в рамках языкового выражения. Парадигматические отношения - это отношения между единицами языка, могущими занять место друг друга в одной позиции в языковом выражении. Примерами парадигматических отношений являются, в частности: система падежных окончаний существительного (парадигма склонения), отношения синонимии, омонимии или антонимии между языковыми выражениями. Синтагматические отношения непосредственно наблюдаются в речи, тогда как парадигматические обнаруживаются при более глубоком исследовании системы языка. Л. Ельмслев противопоставляет синтагматические и парадигматические отношения по типу логической связи. Первые соответствуют конъюнкции, а вторые - исключающей дизъюнкции. Типы отношений, аналогичные синтагматическим и парадигматическим, рассматриваются при исследовании объектов в рамках структуры. В любом таком исследовании рассматривается, во-первых, сочетаемость (синтагматика), а во-вторых взаимозаменяемость (парадигматика) объектов в рамках одного явления. Например, аналогом синтагматических отношений является сочетаемость химических элементов в веществе, аналогом парадигматических - совокупность сходств и различий элементов в пределах одной группы периодической системы.
3. Различение синхронии и диахронии обнаруживает различение двух подходов к исследованию языка. Один подход состоит в рассмотрении языка как системы совместно (одновременно) существующих элементов. Другой - в изучении отдельных языковых сущностей в их историческом изменении. Сам Соссюр настаивал на том, что наука о языке должна придерживаться синхронического подхода, утверждая, что «язык есть система чистых значимостей, ничем не определяемая, кроме как наличным состоянием входящих в её состав элементов» (Соссюр Ф. де, Курс теоретической лингвистики. М., 1933 г. с. 87.)
Поясняя идею синхронического исследования, Соссюр приводил пример шахматной партии. Для понимания текущей позиции требуется лишь анализ взаимного расположения фигур в данный момент. Знание того, как развивалась партия, т.е. как данная позиция сложилась диахронически, не имеет никакого значения. Противопоставление синхронического и диахронического подхода есть частный случай противопоставления структурного и генетического объяснения. Позиция Соссюра сводится в данном случае к тому, что невозможно объяснить явление, описывая его происхождение. Объяснение должно состоять в обнаружении места данного явления в системе.
4. Произвольность языкового знака означает произвольность связи между означающим и означаемым. Не существует никакой закономерной или сущностной связи между произносимой, согласно правилам языка, последовательностью звуков и обозначаемым этой последовательностью понятием. Сам знак не содержит в себе ничего, что могло бы указывать на обозначаемую реальность. Обособленный элемент языка ничего не значит. Его значение определяется совокупностью его реляционных свойств, т.е. его местом в системе. Принцип произвольности имеет место при любом системном исследовании. Он состоит в том, что обособленный объект не обладает никакими значимыми свойствами. Смысл имеет лишь совокупность связей в рамках целого. Поэтому данный объект может быть заменен любым др., способным выполнять те же функции в системе, и в этом смысле произволен.
Принципы, выраженные в постулатах, в той или иной форме вошли в исследовательскую программу структурализма. Они задают самые общие характеристики отношении между элементами, входящими в произвольную структуру. При этом они могут быть рассмотрены и как наиболее общие характеристики знания в рамках структуралистской парадигмы описание объекта является знанием тогда, когда вводит его в систему отношении, удовлетворяющих указанном принципам».
Гутнер Г.Б., Теоретической лингвистики постулаты в Энциклопедии эпистемологии и философии науки, М., «Канон+»; «Реабилитация», 2009 г., с. 971-972.