Устойчивость к успеху, славе и лести по Гансу Селье

«Из всех великих учёных, которых я знал,  одна только мадам Кюри осталась совершенно неиспорченной успехом»

                                                                                                                                    Альберт Эйнштейн

 

«Гораздо больше людей могут противостоять неудаче, нежели успеху. Бедствия могут даже облагородить человека, мобилизовав всё лучшее в нём, в то время как слава низводит всех, кроме самых великих, до такого состояния, когда человек превращается в символ самодовольного авторитета или в лучшем случае становится добрым покровителем тех, кто славы лишён.

Как работа ведет талант к славе, так слава уводит его от работы, используя для этого множество способов. Во-первых, чувство опустошённости, когда наконец, окончена трудная работа, или, по выражению Ницше, «меланхолия завершения». Когда разум исследователя, его ассистенты и инструментарий, объединенные воедино, приспосабливаются к определённому типу работы, она, независимо от степени оригинальности, становится рутинной. По достижении цели привычный ежедневный порядок внезапно ломается. В период последующего мрачного затишья увлекавшая ранее цель работы отсутствует. Учёный оказывается перед лицом угнетающей задачи -  проанализировать цельный высокосовершенный механизм специализированных средств и приёмов мышления, очистить как ум, так и лабораторию для дальнейших исследований.

Но каких проблем? Учёный был настолько увлечён решением предыдущей задачи, что его ум ещё плохо подготовлен для восприятия чего-либо нового. Раз уж работа привела его к выдающемуся достижению, то в сравнении с этим ничто не кажется ему заслуживающим внимания. Многие учёные - я бы сказал большинство - фактически увязают в побочных результатах своего собственного успеха. Под их началом создаются большие институты, которыми надо управлять. Они получают огромную корреспонденцию, приглашения на чтение лекций, участие в церемонии открытия новых лабораторий или больниц, на издание монографий и составление обзоров. К ним приходят всё больше и больше посетителей, бесконечное количество бывших студентов просят дать рекомендации при переходе с одной работы на другую и т. д. Времени на научную работу остается всё меньше, и, хотя некоторые из этих их предложений им даже приятны, в результате у них не остаётся ничего, кроме такого рода деятельности, не имеющей никакого отношения к научной.

Успех вреден также и порождаемой им лестью. Слава делает действующую личность действующим лицом. Хочет он или не хочет, но учёный должен с достоинством относиться порой к чрезмерным восхвалениям со стороны прессы, телевидения, научной общественности, иначе его скромность будет восприниматься с обидой. Затем знаменитость превращается в оракула. Даже если его профессиональные интересы ограничены областью биохимии, его мнение требуется по самым различным политическим, философским и даже религиозным вопросам. Если же он считает себя недостаточно компетентным, его обвиняют в чванстве и безразличии. И наконец. Великий Человек должен «одалживать своё имя» по каждому случаю: сюда относится написаний статей, публичные выступления или как минимум многочасовые сидения в президиуме с единственной заботой - иметь внушительный вид.

Так слава безжалостно губит живую личность, превращая человека в памятник его собственным достижениям. Это не то признание, в котором нуждается учёный, но противодействие последствиям этого признания может потребовать столько же усилий, сколько отняла та самая работа, которая и привела его к славе».


Ганс Селье, От мечты  к открытию: как стать учёным, М., «Прогресс», 1987 г., с. 55-56. 

 

 

Мотивация учёных по Гансу Селье