Культурологические модели и их применение в других областях деятельности
Символы и метафоры творческой деятельности…Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
Культурологические модели и их применение в других областях деятельности
Символы и метафоры творческой деятельности…Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
Эти категории, выделены О. Шпенглером в книге «Закат Европы» для обозначения греческой (аполлоновской) и западно-европейской (фаустовской) культур.
«В концепции Шпенглера они выступают как антитеза, ярко проявляющаяся в господствующих в этих культурах установках познания - метафизически-поэтической и рационалистической в её пространственно-временной бесконечности.
В основе каждой культуры лежит специфический «прасимвол» - ключ к пониманию морфологии данной культуры, из которого и вырастает её реальная история.
Каков «прасимвол», такова и основная интуиция, лежащая в основе созданий изучаемой культуры: античность есть интуиция заполненного и завершенного в себе конечного тела, новая Европа имеет интуицию бесконечного пространства и вечности.
Для аполлонической души древнего грека не существовало бесконечного пространства и времени, мир перед ним представал как сумма отдельных тел и изолированных вещей, а в математике и искусстве реальными были только конкретные тела «здесь» и «сейчас». Античная математика не могла принять концепцию иррационального числа, «расторгавшего связь между числом и телом»; физика строила свои понятия без представлений о пространстве и силе, психология - без понятия воли. В искусстве не было пейзажей с изображением дали, гор и облаков, господствовала скульптура - «уединённое тело», не было «дали времени» и вечности.
Другое понимание мира, человека, музыки, науки - фаустовская культура и душа с её чувством бесконечного пространства и времени - родилось вместе с романским стилем в X веке на северных равнинах Эльбы и Тахо. Бесконечность внешняя - дали, просторы, горизонты, и бесконечность внутренняя - ощущение вечности; господство полифонической музыки, стиля фуги, готики как застывшей музыки, живописи с её перспективами, вниманием к портретам; появление автопортретов, автобиографий-исповедей, дневников, писем - все эти новые явления суть фаустовской культуры, ставшей предпосылкой и условием становления европейской науки.
Познание культурных форм, по Шпенглеру, в корне противоположно абстрактному научному познанию и основано на непосредственном «чувстве жизни», позволяющем понять уникальность каждой культуры, которая обеспечивается своеобразием её души.
Для антитезы фаустовского и аполлоновского познания природы характерно то, что античные атомы суть миниатюрные формы (Левкипп, Демокрит), а западноевропейское представление о них - это минимальные количества (Лейбниц), представление, продолженное позже атомистическими теориями современной физики, включая теорию электронов, гипотезу квантов, некоторые области математики, напр., неёвклидову геометрию или теорию групп.
Одна из основных категорий физики - «масса» - есть специфически западное понятие, которое возникает в качестве дополнения к метафизическому, основному понятию силы. Одной из главных причин смены гносеологических установок европейского мышления Шпенглер считает переход от политеизма, от магической полноты небесной иерархии в аполлонической душе к монотеизму в фаустовской культуре - единому Богу, сливающемуся в своём одиночестве с бесконечным пространством».
Ретюнских Л.Т., Аполлоновская и фаустовская культуры в Энциклопедии эпистемологии и философии науки, М., «Канон+»; «Реабилитация», 2009 г., с. 65-66.