Создание виртуального мира личности / человека

«Уже начинают вырисовываться контуры компьютерной «виртуальной цивилизации». Так, по сообщениям печати, в Японии создан виртуальный город Хэбитэт.

Обитатели этого «города», населением около 10 тыс. человек, ведут привычный образ жизни, делают покупки, встречаются, знакомятся, как и в прочих городах мира или почти так. В Хэбитэт каждый может выбрать себе не только одежду, но и пол. Этот город существует и функционирует виртуально - как возможность.

В 1990 году гигантская компьютерная фирма Японии «Фудзицу» вызвала к жизни и сделала доступным через компьютерную сеть NYFTY-Serve - прообраз мира, управляемого ЭВМ.

Впервые подобного рода инициативу предпринял ещё в конце 1980-х годов великий кудесник американского кино Джордж Лукас, но в США она оказалась обречённой на неудачу. Компьютеры в те времена работали ещё слишком медленно для того, чтобы средствами информатики можно было создать картину города или пейзаж, почти идентичные действительным. Фирма «Фудзицу» использовала замысел Лукаса, но сделала всё сообразным японскому вкусу. Вначале в системе предлагались лишь ограниченные возможности. На нынешней стадии её развития горожане, существующие только на экране, могут избирать депутатов, заключать между собой браки и т.д. Можно организовывать массовые волнения, устраивать театрализованные шествия, презентации, а также выбирать «мистера Хэбитэт». Численность населения в городе постоянно растёт.

32-летняя домохозяйка Марико Ито, живущая в пригороде Токио - Фунабаси, уже три года пользуется этой программой. «Просто фантастика - я могу вести себя, как другой человек», - говорит она с энтузиазмом. В городскую систему учета населения пользователи могут ввести себя под обозначением «аватар» (т.е. местный житель или представитель). Затем они выбирают себе внешний вид: к их услугам почти 1100 голов, имеющихся в программе, и варианты одежды. «Я систематически обсуждаю жизненные проблемы с одной молодой девушкой, участницей игры. На самом деле эта «барышня» - 40-летний мужчина».

Воображаемая среда чрезвычайно похожа на действительность благодаря применению графики с большой разрешающей способностью. Выйдя из своих домов, жители встречаются с другими обитателями, переходят из одного жилого района в другой, гуляют в парках, лесу, а при случае даже оказываются в лабиринте. Можно поговорить друг с другом. Для этого достаточно ввести своё высказывание в компьютер. Аватары получают, жалованье: 200 жетонов в месяц, но деньги могут поступать и из добровольных пожертвований, либо как выигрыш по лотерее.

Японские фирмы очень редко продают в США свои системы компьютерного общения, и все же фирма «Фудзицу» собирается экспортировать систему «Хэбитэт» (после небольшого исправления) в США. Разработчики программного обеспечения фирмы одновременно приступили к созданию параллельной системы дистанционной торговли, намереваясь связать воображаемый мир Хэбитэт с реальным: жители виртуального города смогут прямо во время игры осуществлять и настоящие покупки с помощью ЭВМ».

Севальников А.Ю. Онтологические аспекты виртуальной реальности, в Сб.: Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты, М., «Прогресс-Традиция», 2004 г., с. 211-212.