Различные подходы к прогнозированию
Методология наукиОсновные работы в области методологии науки
Появление новой научной дисциплиныСоздание новых научных дисциплин, направлений и т.п.
X
Различные подходы к прогнозированию
Методология наукиОсновные работы в области методологии науки
Появление новой научной дисциплиныСоздание новых научных дисциплин, направлений и т.п.
X
«Прежде всего, отмечу, что ныне исследователи имеют перед собой набор очень любопытных и весомых фактов, которые, кажется, должны быть и могут быть увязаны в одно целое:
1. Появилось много признаков того, что существенной однородностью обладают объекты не только одного структурного уровня бытия (одной физической природы), но и объекты нескольких последовательных структурных уровней. Это и было зафиксировано выше с помощью введения представления о том, что «мироздание однородно».
2. К настоящему времени сформировалось целое семейство универсальных дисциплин, являющих собой новый, необычный комплекс однородного знания, применимого в отношении и неорганических, и органических, и социальных систем.
3. Растёт число изданий, в которых представлены вполне академичные и систематизированные попытки построения научной картины мира, учитывающей важнейшие достижения современного научного познания. Иначе говоря, формируется привычка панорамного видения множества основных явлений, изучаемых Большой наукой в целом.
4. Имеется довольно много различных и весьма детализированных попыток построения классификации наук. Обычно как-то не замечается, что, по сути дела, при этом фактически создаются различные версии классификаций объектов. Причем подчеркну, что таким образом фактически ведется работа по созданию систематики объектов нашей Вселенной. Происходящее удивительным образом коррелирует с тем, что в своё время наблюдалось при становлении ныне признанных наук. Поэтому и возникает естественное предположение, что ныне на новом масштабном уровне реализуется тот же процесс, что в XVIII-XIX веках привёл к самоопределению крупных систем научного знания, которые сегодня обычно называют основными (фундаментальными) науками.
За прошедшее с той поры время познание продвинулось далеко вперед. Приведенные в статье данные позволяют допустить, что процесс наукогенеза продолжается, причём теперь он разворачивается на очередном, более масштабном, чем прежде, уровне. Фактически этот процесс предстает как постепенное стягивание отдельных «континентов знания» в единый «суперконтинент». С учётом нетрадиционности и масштабности формирующейся системы знания её и целесообразно зафиксировать специальным образом, присвоив имя «Megascience» («Мегасайенс»).
Таким образом, получается: если ныне в научном познании принято выделять два иерархических уровня наук (частные и фундаментальные), то очередным этапом наукогенеза может стать автономизация ещё одного уровня научного знания - некой надстройки в виде «Megascience».
Хотя, конечно, основная работа в этом направлении ещё впереди…»
Крушанов А.А., От трансдисциплинарных исследований к Megascience?, в Сб.: Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы / Отв. ред. В.В. Казютинский, М., ИФ РАН, 2007 г., с. 251-252.