Ритм и мелодия в стихах по Андрею Белому

По мнению исследователя творчества Андрея Белого «… концепт ритма имеет по крайней мере пять этапов осмысления у Белого:

1. Ритм как организация ударения в речи.

2. Ритм как система отступлений от метрических схем в.стихотворной строке.

3. Ритм как сооотношение строк в строфе или в стихотворении, как ритмическая фигура.

4. Ритм как «ритмический жест», непосредственно связанный со смыслом стихотворения.

5. Ритм как «мелодия».

Как видно, от понимания ритма как интонации поэт переходит к «мелодизму» как художественному методу.

В стихотворении он ищет «мелодии целого», а «мелодия в стихе есть господство интонационной мимики». В статье «Будем искать мелодии», опубликованной в 1922 г. как предисловие к сборнику «После разлуки», А. Белый приходит к синтезу всех отмеченных стадий осмысления ритма, выводя единую его формулу:

«Только в мелодии, поставленной в центре лирического произведения, превращающей стихотворение в подлинную распеваемую песню, поставлены на своё место: образ, звукоряд, метр, ритм [...] ритм есть целое, определяющее индивидуально каждый из элементов из места его нахождения в целом; метр - сумма; ритм - наименьшее кратное; поэтому метр - механизм, а ритм - организм стиха, но организация зависит сама от индивидуума организации [...] ритм нам дан в пересечении со смыслом; он - жест этого смысла; в чём же место пересечения? В интонационном жесте смысла; а он и есть мелодия».

Снова мы убеждаемся в том, что преимущественной действующей моделью в семиотической системе А. Белого является музыкальный язык. Опять-таки неслучайно высказывание поэта о себе: «Поэт носит в себе мелодии: он - композитор».

В соответствии с музыкальной моделью языка поэтика Белого приобретает всё больше черт музыкальности. Поэтический текст моделируется как «текст музыки».

Фещенко В.В., Лаборатория логоса: языковой эксперимент в авангардном творчестве, М., «Языки славянских культур», 2009 г., с. 197-199.

 

Возрастающие цели творческой личности по Г.С. Альтшуллеру