Различные стратегии, связанные с решением научных задач
Ошибки в создании методик креативаОшибки в создании методик креатива
X
Различные стратегии, связанные с решением научных задач
Ошибки в создании методик креативаОшибки в создании методик креатива
X
«Язык: никто не знает, когда человек стал использовать это очень эффективное средство общения со своими собратьями.
Давайте предположим, что это произошло сто тысяч лет тому назад.
Первые письменные культурные свидетельства человечества насчитывают примерно десять тысяч лет. Это начало коллективной памяти.
Логика связана с именем Эпименида, который жил примерно две с половиной тысячи лет тому назад.
А Наука - с именем Галилео Галилея, жившего 400 лет назад.
Наука не могла появиться раньше Логики. Логика не могла возникнуть без (письменного) Языка. Письменный язык (коллективная память) не мог появиться без языка устного (разговорного). Это - заря цивилизации (десять тысяч лет тому назад). Устный язык, скорее всего, возник после многих тысяч лет жестикуляции. […]
Экзистенциальная сфера характеризуется творчеством, лидерством, новаторским лидерством, мотивацией. Под этими терминами мы подразумеваем следующее:
1) Творчество - это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось.
2) Лидерство - это способность вдохновлять и убеждать людей.
3) Новаторское Лидерство - это способность вдохновлять и убеждать людей совершать акты творчества.
4) Мотивация - это двигатель, необходимый для достижения цели.
В нашей имманентной сфере деятельности для всех трех основных столпов (для Языка, Логики и Науки) необходимы Творчество, Лидерство и Мотивация, из которых самым трудным является творчество. Именно поэтому я сконцентрировал свои усилия на обсуждении творчества.
Осмелюсь сказать, что в качестве почвы для творчества (не важно в какой области - Языке, Логике или в Науке) необходимы Память и Воображение. На самом деле, память необходима для того, чтобы не повторять ошибок и не начинать все с нуля снова и снова. Воображение необходимо, потому, что вам приходится воображать вещи, которых никто никогда не придумывал раньше. И, наконец, используя память и воображение, творчество превращает плоды воображения в Реальность.
Творчество отчётливо просматривается в трёх столпах нашей имманентной сферы.
В Языке Творчество имеет следующие параметры: эстетику, красоту, притягательность, успех. Именно поэтому концепция Творчества нуждается в подкреплении такими другими параметрами, как «соответствие специфическим формально-эстетическим стандартам», «ценность дляобщества», «присутствие прекрасного». Оно соответствует превращению новых форм изобразительного искусства, или музыки, или литературы (или всех остальных областей) в реальность.
В Логике Творчество обладает лишь одним параметром: непротиворечивостью. Логическая структура, ведущая к противоречию самой себе, не может существовать. Творчество соответствует демонстрации того, что вновь изобретенная логическая структура не ведет к внутреннему противоречию. Наиболее впечатляющим и волнующим примером является бесконечность.
В Науке Творчество обладает одним веским параметром. Независимо от элегантности изложения, в науке не существует прекрасных или безобразных идей, есть только истинные или ложные идеи. Под идеями мы имеем в виду теории. Здесь творчество должно полагаться не только на логические структуры, не противоречащие сами себе, но и подчиняться правилу воспроизводимости экспериментальных доказательств.
Другими словами, логически строгая и непротиворечивая теория вовсе не обязательно удовлетворяет требованию быть научно доказанной.
Существует множество логических теоретических структур, которые не обнаружены в природе: например, пространство с бесконечным числом измерений не ведёт ни к каким внутренним противоречиям. Следовательно, оно существует с математической точки зрения; но пространство, в котором мы живём, имеет конечное число измерений. Пространство с бесконечным числом измерений не существует для науки.
Теория, которая может выдержать огненную купель экспериментального доказательства, принимается в логическую структуру Галилеевой науки: подобной теорией нельзя пренебрегать. Таким образом, Творчество в Науке соответствует установлению истины путём экспериментальной воспроизводимости, именно так как это и отстаивал Галилео Галилей.
Как уже упоминалось, необходимой почвой для Творчества являются 'Память и Воображение. Память играет одинаковую роль во всех трех столпах, и она необходима, чтобы не повторять того, что уже создано.
Воображение в Языке соответствует изобретению новых форм в поэзии, в музыке, в изобразительном искусстве и в других областях интеллектуальной деятельности.
Воображение в Логике означает изобретение новых математических структур со своими аксиомами и своими правилами.
Воображение в Науке соответствует придумыванию нового принципа, нового явления, нового закона и воображению нового эксперимента».
Антонино Дзикики, Творчество в науке, М., «Урсс», 2001 г., с.15-20.
Замечу, что Антонино Дзикики приводит далее в книге три примера из своей научной работы. Но, к сожалению, даже в процитированном выше фрагменте, он делает ряд фактических и методических ошибок (пока не отмечено) – на трёх примерах профессионально рассуждать о творчестве в науке – непрофессионально…