Фридрих Шлейермахер сформулировал 7 правил герменевтики / экзегезы:
«1) необходимо уловить общий смысл и композицию произведения;
2) увидеть связь целого и частей;
3) понять особенности стиля автора;
4) учитывать, что это понимание не может быть абсолютным и исчерпывающим;
5) приблизиться к индивидуальному миру автора, составить представление о его личности и жизни;
6) сочетать интуитивный и аналитич. подходы;
7) учитывать как содержание текста, так и кому он был адресован» […]
В своих теоретических построениях он исходил из того, что само собой возникает недоразумение, а не понимание. Видя в герменевтике искусство избегать недоразумения, он считал необходимым исследовать суть процесса понимания.
В тексте любого произведения, по мнению Шлейермахера, могут сочетаться два начала - следование существующим правилам и отклонениям от них, обусловленное тем, что гений сам создаёт образы и задает правила. Поэтому знание правил необходимо, но недостаточно для понимания произведения. Свободную от правил гениальность следует постигать непосредственно, как бы превращая себя в другого. Возможность такого перевоплощения в автора обусловлена наличием в каждом минимуме каждого иного. При этом сравнения с самим собой становятся импульсом для «дивинации», пророческого дара, способности предсказывать, догадки, делающей интерпретатора конгениальным автору.
В концепции Шлейермахера понимание не сводится к единичному акту, а представляет собой процесс с неоднократно повторяющейся на разных уровнях понимания дивинацией, герменевтический круг. Причина кругообразности этого процесса виделась ученому в том, что ничто истолковываемое не может быть понято за один раз.
Процесс понимания мог длиться вплоть до момента, когда интерпретатору вдруг всё становится ясным до деталей».
Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И., Литература и методы её изучения. Системно-синергетический подход, М., «Флинта; «Наука», 2011 г., с.154-155.