Различные подходы к прогнозированию
Список задач в явном видеСписок проблем / задач в явном виде
X
Различные подходы к прогнозированию
Список задач в явном видеСписок проблем / задач в явном виде
X
«На мой взгляд, на рубеже XXI века, к которому, кажется, мы уже начали обращать свои взоры и интеллектуальную пытливость, предстоит жить не в мире социализма, капитализма или конвергенции двух систем. Выбор будет принципиально иной. Это может быть мир здравого смысла и рационализма, мир компетентности и ответственности, а главное - мир безусловно суверенной личности, мир свободы.
Во всех районах мира, где идеологии потеснены в пользу здравого смысла, народы бьются, в сущности, над решением одних и тех же проблем.
Как сделать, чтобы все были сыты, одеты, обуты, имели кров, имели хотя бы минимальное образование, но при этом не посеять тотальное иждивенчество, не лишить человека мотиваций к деятельности?
Как защитить тех, кто должен быть защищён, но не превратить такую защиту в источник массового социального паразитирования и коррупции?
Как воздать человеку по его труду и таланту, но при этом избежать слишком резкого социального расслоения, способного породить насилие?
Как, не впадая в крайность любого толка, будь то фашизм, большевизм, агрессивный национализм, примирить, сбалансировать общественное и индивидуальное начала?
Как сделать власть эффективной, но и подконтрольной народу, ибо человек создает власть, а не власть создает человека?
Как прийти к подлинному народному самоуправлению?
Как сохранить природу, приумножить потенциал её плодородия?
Как избавиться от войн, насилия, конфликтов, оружия, но не оказаться беззащитными перед преступностью, авантюризмом, экстремизмом? И наконец, в какой мере корреспондируется решение этих задач с неизбежной глобализацией всепланетной жизни?
Ключевое слово здесь - «как?». Через властные структуры или через человека? Я убеждён - только через человека! Но тут уйма сложностей и парадоксов. […]
Владимир Вернадский создал стройное учение о реальности превращения человеком биосферы в «ноосферу» - сферу разума. Создание ноосферы- это общий разумный путь землян в своё будущее - мирное и гуманное.
На Земле неизбежно, неотвратимо воцарится новый хозяин - Его Величество Интеллект. Политические и иные недоумки будут постепенно сдавать свою власть интеллектуалам, «рыцарям истины».
А коль так, то постепенно будет затухать индустриализация в том виде, в котором она громоздится сегодня. Уже сейчас рост городов-гигантов, мегаполисов замедляется, а кое-где начал умирать. Новые принципы информатики не будут нуждаться в городах в той мере, как это было в прошлом. Будут стираться границы между государствами, исчезнет нужда в визах и таможнях и прочих выдумках чиновников. Канет в Лету милитаризация.
Предположительно в первой четверти XXI столетия биотехнология введёт нас в эру оптимизации, базирующейся на точных методах определения и удовлетворения потребностей и желаний как отдельного человека, так и всего мирового сообщества.
Поскольку к тому времени особую ценность в глазах человека приобретут искусство, прикладные ремесла и сервис, то любой человек с помощью новых технологий сможет заняться работой, которая будет приносить ему радость познания и творчества.
Возможно, произойдёт историческое примирение социального идеализма с жестким прагматизмом жизни. Наука и культура приведут человека к относительной гармонии с природой и обществом. Станет более объёмным понимание феномена духовной жизни, которая во все возрастающей степени будет определяться психогенетикой, а последняя, в свою очередь, и откроет дверь в новую эпоху.
Примерно к середине следующего столетия автономность личности станет настолько высокой, что начнётся на этой основе переход к естественному обществу. Человечество вплотную подойдёт к эпохе глобальных перемен, в которой исчезнет борьба за выживание, а значит, и доминанта насилия. Сейчас человечество всё ещё находится в эре кибернетики, которая предположительно продлится до конца первой четверти следующего века.
Но сомнения, вечные сомнения.
Вовсе не разделяя апокалипсических идей, я всё же с тревогой думаю о последствиях новой технической революции в средствах электронной информации, о последствиях глобализации. Я задаю себе вопрос - а не приведёт ли развитие информационных средств в XXI веке к тому, что человек будет богатеть информационно, но хиреть духовно. Я опасаюсь, что аналитические, диагностические и прогностические функции уйдут к машинам. Даже под натиском самой буйной фантазии невероятно представить себе возможное разделение функций: любовь, деторождение, сеяние добра и справедливости, совесть и наслаждение останутся за человеком, а всё остальное перейдёт к биомашинам.
Хорошо это или плохо? Я не знаю.
Не лишены смысла опасения, согласно которым возможна постепенная универсализация жизни и её ценностей, не глобализация, что правомерно, а именно универсализация.
А что станет с культурой в самом широком смысле этого слова? Будет ли она продолжать свою миссию хранительницы общечеловеческих идеалов и ценностей, носителя бессмертия, или возьмёт верх сугубо техническая цивилизация, способная вынуть из человека живую душу. Не потускнеют ли в этой информационной среде национальные культуры?
Мир един, многообразен и потому красочен всеми расами и нациями, национальностями. Говорю это к тому, что никогда не было и, надеюсь, не будет унифицированной для всех землян культуры. Была и пребудет вечно единая культура, слагаемая из тысяч этнических культур. Единство в многообразии - самое прочное единство».
Яковлев А.Н., Омут памяти, М., «Вагриус», 2000 г., с. 590-591 и 592-594.