Общий системный принцип говорит о том, что при объединении неких элементов в систему, их нужно согласовывать, а в ряде случаев для исключения вредных процессов - управляемо рассогласовывать.
ПРИМЕР. «Тот, кто захочет ключом наколоть дрова, а топором открыть дверь, испортит оба орудия и лишит себя пользы, которую они могли принести», - писал Плутарх 2000 лет назад. Если ты думаешь, что его мысль не относится к тебе и современным инженерам, - ты ошибаешься […]
Ты видел лошадь на лестнице? Нет? А тысячи лошадей? А вот исторический факт: индейцы инки создали высокую культуру, но не знали колеса и лошадей. Грузы переносились вручную по прекрасным горным дорогам империи, где на крутых участках были не плавные подъёмы, а... ступени. Наверное, эти лестницы сыграли положительную роль, хоть как-то замедлив продвижение конных захватчиков-испанцев внутрь страны...
1904 год, США, Балтимор. Пожар спалил половину города... Почему? Не было воды? Было вдосталь. Опоздали пожарные? Нет, примчались десятки команд из соседних штатов. Но город продолжал гибнуть на глазах пожарных - в разных штатах оказались разными диаметры соединений шлангов и колонок с водой...
Что объединяет эти два примера? Несогласованность: коней и лестницы, диаметров шланга и колонки. Специалисты говорят: части машин должны не мешать друг другу, а помогать - работать согласованно. Ведь каждый знает: если, раскачивая качели, приложить усилие чуть позже или раньше - будем мешать сами себе. Так что популярную фразу «Ребята, давайте жить дружно» можно отнести и к бездушным техническим системам.
Читатель полагает, что это правило общеизвестно? Как бы не так! Работники ГАИ утверждают: самое опасное для водителя и пассажиров - лобовое столкновение. Для его «смягчения» любая машина имеет спереди бампер - металлическую пластину. Вопрос: на какой высоте закреплён бампер у разных машин?.. На разной! А ведь их проектировали сотни классных инженеров. Незнание правила оплачено кровью. Это серьёзно».
Викентьев И.Л., Кайков И.К., Лестница идей. Основы ТРИЗ в примерах и задачах, Новосибирск, 1992 г., с. 87.