Падение Константинополя и… расцвет Возрождения в Италии

В 1452 году христианский Константинополь был захвачен турками и стал столицей  Османской империи...

«В новой интеллектуальной революции стихийными, неосознанными были разве что самые подспудные механизмы, обеспечившие тончайший «резонанс». Гуманисты прекрасно сознавали связь времён, подчёркивали её. Они стремились чётко определить и выразить свои духовные идеалы с тем, чтобы тут же претворить их в жизнь. Неистовый собиратель древностей Поджо Браччолини в письме к такому же одержимому Николло Николли довольно трезво замечает, что «постоянное собирание кусков дерева, камней, обломков может показаться глупейшим занятием, если из них ничего не будет построено».

Мысль должна материализоваться - претворяться в дело!

Но уже и само собирание осколков прошлого, открытие почти забытого мира - античной культуры, её «возрождение», сравнимо по значимости для всех нас с наступавшей по пятам эпохой Великих географических открытий. Поистине это время ОТКРЫТИЯ МИРОВ!

«Радость книжных находок была окрашена чувством безбрежных просторов мира, открывшихся в эпоху Возрождения. Нечто подобное испытывали мореходы, пускавшиеся в плавание по морям, которые не были ещё обозначены на карте. Охотники за рукописями, восстанавливающие из небытия погибшие или затерянные континенты человеческого самовыражения, отправлявшиеся в свои экспедиции по всей Европе от Испании до Скандинавии и ещё далее - на Ближний Восток, могут рассматриваться как истинные предшественники да Гамы, Колумба, Америго и Кэбота, точно так же как идеи гуманизма способствовали интеллектуальной готовности мореплавателей к их открытиям. Нам не следует забывать, что и Колумб, и Коперник, в своих исканиях отталкивающиеся от классических текстов, сами были истинными гуманистами» (Дойель...).

Знаменательны уже имена, названные здесь: Колумб - генуэзец, тогда как Америго Веспуччи -  флорентиец на испанской службе; итальянцы же Джованни Кэбот (на английской службе) и сын его Себастьян (на испанской службе) - виднейшие открыватели обеих Америк, Нового Света, вынырнувшего из темноты, как и античность.

Италия была тогда слишком раздроблена, чтобы снаряжать собственные грандиозные экспедиции (сравнимые разве что с нынешними космическими). И всё же именно на ней, казалось, сосредоточилась вся милость Фортуны.

Сама трагедия Византии, растоптанной турками, способствовала расцвету Возрождения. Православие вкупе с тяжёлой ритуальной обрядностью, сродни китайской, достались Москве, тут же объяснившей себя «третьим Римом» («Два Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быть»), классическая же учёность - Италии.

Из Малой Азии и греческой оконечности Балкан вывозились целые библиотеки. Философы, писатели, учёные гибнущей православной Византии предпочли интеллектуальную солидарность религиозной - и в массе своей переселились не на север, в Московию, к единоверцам, а на Запад, к еретикам-латинянам.

Кривой турецкий ятаган подвел черту под прош¬лым, но занималась уже заря Нового времени...

Гуманист Франческо Филельфо, ярый пропагандист эллинской словесности и философии, утверждал: «Греция не исчезла. Она переселилась в Италию, страну, которая ещё с древних времен гордо носила имя «Великая Греция».

Процесс «переселения культуры», её «экспансии», все ширился. Вот когда сыграла прогрессивнейшую роль политическая мозаичность Европы.

Пламя Возрождения, затухая в одном месте, тут же вспыхивало в другом. В орбиту эпохи включаются все новые вольные города -  ганзейские, фламандские, фландрские... Порыв Возрождения охватывает уже целые страны. Отныне это общее русло всей европейской истории. «Вся Западная и Центральная Европа, включая сюда и Польшу, развивались теперь во взаимной связи, хотя Италия, благодаря своей от древности унаследованной цивилизации, продолжала ещё стоять во главе» (Маркс, Энгельс...).

Классическая Эллада воистину стала семенем, из которо¬го проросла и расцвела затем европейская цивилизация».

Тартаковский М.С., Историософия. Мировая история как эксперимент и загадка, М., «Прометей», 1993 г., с. 171-173.