«ИСТОРИОСОФИЯ - понятие, известное едва ли не со времен Геродота, но до сих пор остающееся как бы бесхозным и совершенно неопределенным; даже в фундаментальном многотомном «Брокгаузе и Ефроне» его нет. Так сказать, «мудрость истории», метафора, не более.
Археология и археография добывают непосредственные свидетельства прошлого в виде материальных предметов и письменных источников; описательная история сводит разрозненные факты в единое повествование, последовательное во времени; философия истории углубляется в механизмы общественных движений, историография занята развитием самой исторической науки...
Пока длишь это перечисление, всё более осознаешь, что упущено что-то, быть может самое важное.
Как прошедшее воздействует на современное состояние умов? Как история восприниматся конкретным человеком? Мы ведь не просто щепки в мировом потоке; в каждом из нас его частица (так физиологи видят похожесть солевого состава человеческой крови и - первобытного моря, из которого жизнь некогда вышла на сушу).
Как же, в конечном счёте, сознание - неизбежно историческое - воздействует на бытие, в какой мере определяет его? Да и как преобразуются сами факты истории в человеческом сознании?»
Тартаковский М.С., Историософия. Мировая история как эксперимент и загадка, М., «Прометей», 1993 г., с. 31.