Публичная философия по Уолтеру Липпману

«К несчастью, истина состоит в том, что в решающие моменты мнение общества было катастрофически ошибочным. Народ налагал вето на суждения информированных и  ответственных чиновников.

Он вынуждал правительства, которые обычно знали более мудрое или более необходимое или более целесообразное решение, действовать с запозданием и недостаточно энергично, либо слишком долго и избыточно, быть излишними пацифистами в мире и слишком воинственными в войне. Быть слишком нейтральными или соглашательски настроенными в переговорах, либо слишком непреклонными.

В наш век та власть, которой обладает в обществе мнение, постоянно возрастала. В вопросах жизни и смерти оно продемонстрировало опасное влияние на принимаемые решения.

Всем заблуждениям общественного мнения в данных вопросах свойственны некие общие черты.

Развитие мнений происходит медленнее, чем развитие событий.

Поэтому цикл преобразования субъективного отношения к войне и миру обычно не поспевает за объективной цикличностью событий. Именно потому, что эти мнения принадлежат массам, в них заложена некая инерция. Для того чтобы изменить мнение многих, требуется больше времени, чем для изменения мнений незначительного числа людей. Информировать, убеждать и  воодушевлять многочисленные, разбросанные и непохожие друг на друга группы людей - дело долгое. Так что к тому времени, когда массы воспримут произошедшие события, случается уже что-то новое и правительство готовится отреагировать на это новое.

Большинство же людей знают в этот момент лишь то, что могут воспринять непосредственно, а не что-то, что маячит в будущем. По этой причине склонность говорить «Нет» изменениям курса, конечно, является равносильной вынужденным ошибкам. Ведь их мнение относится к ситуации, которой уже не существует.

С началом мировых войн население либерально-демократических стран невозможно было мобилизовать на поступки и жертвы, пока они не были напуганы обрушившимися на них несчастьями, пока они не воспламенились ненавистью, пока в них не зародились безграничные надежды.

Для того чтобы преодолеть изначальную инерцию, необходимо было изобразить врага исчадием ада, этаким абсолютным врождённым злом. Люди желали, чтобы им говорили, что когда данный конкретный враг будет вынужден безоговорочно сдаться, они вновь вернутся в золотой век. Эта уникальная война положит конец всем войнам. Эта последняя война подготовит условия для демократии. Данный крестовый поход сделает демократическими все страны мира.

В результате всей этой вдохновенной чепухи общественное мнение стало таким озлобленным, что люди и думать не могли о возможностях заключения мира; они были настроены против любой публичной фигуры, демонстрировавшей «хоть какую-то мягкотелость в отношении Ганса или готовой прислушиваться к «хныканью Ганса»».

Уолтер Липман, Публичная философия, М., «Идея-Пресс», 2004 г., с. 30-31.