«Природа экономна. Она строит новое из старого»
Лесли Уайт, Избранное: Эволюция культуры,
М., «Российская политическая энциклопедия», 2004 г., с. 452.
Лесли Уайт считал, что разделение труда и кооперация - две стороны одного явления:
«Процесс культурной эволюции в целом и социальной эволюции в частности является постепенной дифференциацией структуры и специализацией функции, а также интеграцией на последовательно возрастающих уровнях развития.
Мы можем вновь провести параллель с эволюцией биологических систем, в которых находим те же аспекты эволюционного процесса, что и перечисленные здесь. Это, однако, неудивительно, поскольку культура - это механизм, запущенный биологической системой и используемый ею для поддержания своего существования.
На нижних уровнях биологической эволюции мы видим относительно небольшую структурную дифференциацию и специализацию функций. Некоторые низшие организмы среди животных не имеют специализированных и структурно дифференцированных органов, отвечающих за чувства, движение, защиту-нападение или добывание пищи. Однако по мере эволюции биологических систем для отправления всех этих разнообразных функций развиваются специализированные структуры. Например, возникают глаза, нос, уши, зубы, ноги, плавники и т.п.
Специализированные структуры делают жизнь более безопасной, в силу того что справляются с указанными функциями более эффективно. Жизнь демонстрирует тут свою способность к саморазвитию и самораспространению. Рост количества потребляемой и расходуемой свободной энергии способствует росту организованности структуры: происходит её дальнейшая дифференциация и возрастает специализация функции. Кроме того, как следствие этих специализированных структур биологическая система становится более действенным и эффективным механизмом потребления и использования энергии. Таким образом, каждый аспект данного процесса стимулирует и подпитывает остальные. Результатом является прогресс, а также эволюция. Как следствие структурной дифференциации и специализации функции, специальные механизмы координирования и регулирования должны быть развиты, дабы сохранить целостность системы. Нервная система представляет собой главный механизм такого рода.
Все принципы и характерные черты биологической эволюции, приведенные выше, обнаруживаются и в процессе культурной эволюции.
Здесь мы снова отмечаем корреляцию между энергией и состоянием системы, будь она физической, биологической или культурной: чем больше энергия, тем выше организованность системы.
На низших уровнях культурного развития, то есть там, где человеческий организм является единственным источником энергии, используемым культурными системами, мы видим минимальную структурную дифференциацию и минимальную специализацию функции. Под структурой здесь понимается как технологическая (инструментальная), так и социальная структура.
Так что, с одной стороны, имеется незначительное количество специализированных орудий, с другой - незначительное количество специализированных социальных структур. Однако по мере развития культуры как в технологии, так и в обществе появляются специализированные структуры. Жизнь делается более безопасной благодаря дифференциации структуры и специализации функций, таких же как у биологических организмов, только во внетелесной системе, каковой является культура. И снова, как в случае с биологическим процессом, в культурном процессе мы видим условие автокатализа, так сказать, самостимулирующего, саморазвивающегося процесса».
Лесли Уайт, Избранное: Эволюция культуры, М., «Российская политическая энциклопедия», 2004 г., с. 245-246.
Основной закон эволюции по Лесли Уайту