Неорганические и органические системы в свете идей Готфрида Лейбница

«Необходимость философского анализа категории целого-части всегда осознаётся учёными в связи с трудностями, возникающими при попытке решить конкретные научные вопросы.

От чего должен отправляться исследователь?

Что на самом деле выступает в качестве исходного пункта анализа - целое или часть?

Что представляет собой целое, если его нельзя свести к сумме частей?

Можно ли трактовать его свойства как нечто среднеарифметическое от суммы свойств этих органов или такое понимание по сути дела будет механическим?

Вопросов возникает много. Сама же проблема целого-части выступает как всеобщая, т. е. философская.

В этой связи, на наш взгляд, необходимо обратиться к истории философии, в частности, к истории немецкой философии XVII-XVIII веков, т. к. главным образом, начиная с Лейбница, философы начинают отличать неорганическое, целое, тождественное сумме частей, от органического, или истинного, целого.

В немецкой философии этого времени определённым образом был поставлен и решён вопрос о специфике целого, об отличии целого от суммы частей, о целом как исходном пункте познания. Решение вопроса о соотношении целого-части в философии Лейбница обусловлено поисками сущности предметов и явлений, которая в конце концов была представлена монадой».

Длугач Т.Б., Понятия неорганического и органического целого, в Сб.: От философии жизни к философии культуры / Под ред. В.П. Визгина, СПб, «Алетейя», 2001 г., с. 294-295.