«Есть три вида творений: творение Бога, творение природы и творение мастера, подражающего природе.
Творением Бога является то, что было создано изначально и о чём сказано: «Вначале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1).
Творение же природы - это то, что сначала было сокрыто и затем произведено, и поэтому сказано: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя» (Быт. 1,11). Мастер же создает своё творение, разделяя соединенное или соединяя разделенное, как сказано: «И сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3, 7). Земля не смогла бы сотворить небо, а человек не способен произвести траву, как и увеличить свой рост до размера пальмы.
Из этих трёх видов творений человеческие выделяются тем, что не составляют часть природы, и, будучи механическими, они имитируют её и потому называются подражательными.
Поскольку мастер подражает природе, труды человеческие представляются долгими и тяжкими.
Можно ради примера кратко разъяснить это. Кто статую отлил, тот долго человека изучал. Кто дом построил, гору наблюдал. Ибо, как сказал Пророк: «Ты послал источники в долины: между горами текут» (Пс. 103, 10), и выступы гор не мешают течению вод. Но также и дом следует поставить на вершине какого-либо холма таким образом, чтобы во время бури сильные порывы ветра огибали его. Тот, кто первым стал пользоваться одеждой, должен был вначале изучить покровы разных других растений и животных, которые своей природой защищены от опасностей и непогоды. Кора закрывает деревья, перья - птиц, рыбы наделены чешуёй, овцы шерстью, лошади и дикие животные одеты волосяным покровом, улитка сокрыта раковиной, а слоны чувствуют себя в безопасности благодаря бивням.
И на то есть своя причина, что животные и растения самой природой от рождения защищаются, а человек появляется на свет голым и беззащитным. Значит, существам, что неспособны сами себя обеспечить, помогает природа, человеку же предоставляется возможность с помощью собственного разума сделать всё необходимое из того, что дано природой.
И человеческий разум тем и славен, что проявил изобретательность, поэтому и пословица гласит: «Нужда всему научит». Таким образом было открыто всё, что тебе нынче известно из лучших творений человеческих. Так возникли рисование, ткачество, литейное дело, скульптура и бесконечное число других искусств, вызывающих восхищение мастерством человека».
Гуго Сен-Викторский, Семь книг назидательного обучения, или Дидаскалион, в Сб.: Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья) в 2-х томах, Том 1, СПб, «Русский Христианский гуманитарный институт», с. 306.