Эффект самореализации / успеха меньшинств по Максу Вебера

«Незначительная роль католиков в торгово-промышленной сфере современной Германии тем более поразительна, что она противоречит издавна наблюдаемой и поныне действующей закономерности; национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве «подчинённых» какой-либо другой «господствующей» группе, обычно именно потому, что они добровольно или вынужденно отказываются от политического влияния и политической деятельности, концентрируют все свои усилия в сфере предпринимательства; этим путём наиболее одарённые их представители стремятся удовлетворить своё честолюбие, которое не находит себе применения на государственной службе.

Так обстояло дело с поляками в России и Восточной Пруссии, где они несомненно шли по пути экономического прогресса (в отличие от поляков Галиции, стоявших у власти), так же - с гугенотами во Франции Людовика XVI, с конформистами и квакерами в Англии и - last not least - с евреями на протяжении двух тысячелетий.

Между тем католики Германии не подтверждают эту закономерность, во всяком случае так, чтобы это бросалось в глаза; надо сказать, что и в прошлом, в те времена, когда в Англии и Голландии католиков либо преследовали, либо только терпели, они в отличие от протестантов ничем особенным не проявляли себя в области экономики.

Скорее можно считать установленным, что протестанты (особенно сторонники тех течений, которые будут подробно рассмотрены в дальнейшем) как в качестве господствующего, так и в качестве подчинённого слоя населения, как в качестве большинства, так и в качестве меньшинства проявляли специфическую склонность к экономическому рационализму, которую католики не обнаруживали и не обнаруживают ни в том, ни в другом положении.

Причину различного поведения представителей названных вероисповеданий следует поэтому искать прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении».

Макс Вебер, Избранное: протестантская этика и дух капитализма, М., СПб, «Центр гуманитарных инициатив», 2013 г., с. 21-22.

 

Эффект преобладания протестантов среди предпринимателей