Различные чудачества творцов
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
История изучения самого процесса творчестваИстория изучения процесса творчества «как он есть»…
X
Различные чудачества творцов
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
История изучения самого процесса творчестваИстория изучения процесса творчества «как он есть»…
X
В таком источнике как «Цветочки Франциска Ассизского» описан случай, иллюстрирующий средневековое понимание творений Бога и человека:
«Однажды зимою Франциск, идя с братом Львом из Перуджи к св. Марии Ангельской и сильно страдая от стужи, так поучал своего спутника: «Брат Лев, дай бог, брат Лев, чтобы меньшие братья... подавали великий пример святости и доброе назидание; однако запиши и отметь хорошенько, что не в этом совершенная радость... Брат Лев, пусть бы меньший брат возвращал зрение слепым, исцелял расслабленных, изгонял бесов, возвращал слух глухим, силу ходить - хромым, дар речи - немым, и даже большее сумел бы делать - воскрешать умершего четыре дня тому назад; запиши, что не в этом совершенная радость...
Если бы меньший брат познал все языки, и все науки, и все писания, так что мог бы пророчествовать и раскрывать не только грядущее, но даже тайны совести и души; запиши, что не в этом совершенная радость... Брат Лев, пусть научился бы меньший брат так хорошо проповедовать, что обратил бы... всех неверных; запиши, что не в этом совершенная радость».
И когда брат Лев в изумлении спросил, в чем же вожделенная «совершенная радость», Франциск так ответил ему: «Когда мы придём и постучимся в ворота обители... придёт рассерженный привратник и скажет: «Кто вы такие?» А мы скажем: «Мы двое из ваших братьев». А тот скажет: «Вы говорите неправду, вы двое бродяг, вы шляетесь по свету и морочите людей, отнимая милостыню у бедных, убирайтесь вы прочь!» И не отворит нам, а заставит нас стоять за воротами под снегом и на дожде... Тогда-то, если мы терпеливо, не возмущаясь и не ропща на него, перенесём эти оскорбления... - запиши, брат Лев, что тут и есть совершенная радость.
И если мы будем продолжать стучаться, а он... выйдет и прогонит нас с ругательствами и пощёчинами... если мы это перенесём терпеливо и с весельем и добрым чувством любви, - запиши, брат Лев, что в этом-то и будет совершенная радость.
И если всё же мы... будем стучаться и, обливаясь слезами, умолять именем Бога отворить нам и впустить нас, а привратник... скажет: «Этакие надоедливые бродяги, я им воздам по заслугам!» И выйдет за ворота с узловатой палкой... и швырнёт нас на землю в снег, и обобьёт о нас эту палку.
Если мы перенесём это с терпением и радостью, помышляя о муках благословенного Христа, каковые и мы должны переносить ради Него, - о, брат Лев, запиши, что в этом будет совершенная радость. А теперь, брат Лев, выслушай заключение.
Превыше всех милостей и даров Духа Святого, которые Христос уделил друзьям своим, одно - побеждать себя самого и добровольно, из любви к Христу, переносить муки, обиды, поношения и лишения. Ведь из всех других даров Божиих мы ни одним не можем похвалиться, ибо они не наши, но Божии, как говорит апостол: «Что есть у тебя, чего бы ты не получил от Бога? А если ты всё это получил от Бога, то почему же ты похваляешься этим, как будто сам сотворил это?» Но крестом мук своих и скорбей мы можем похваляться, потому что они наши, а о том апостол говорит: «Одним только хочу я похваляться - крестом Господа нашего Иисуса Христа».
Панченко А.М., Парадоксы русской истории, СПб, Союз писателей Санкт-Петербурга; Журнал «Звезда», 2012 г., с. 42-43.