Творчество ученика не подражает, а противоречит Наставнику
Приемы самооценки творчестваПриемы самооценки творческой деятельности
X
Творчество ученика не подражает, а противоречит Наставнику
Приемы самооценки творчестваПриемы самооценки творческой деятельности
X
«...Может быть, я продолжал бы работать в нейрофизиологии. Сейчас судить трудно. Кстати, из-за физиологии мне пришлось выдержать ещё целую серию сражений дома. Мой отец, Василий Николаевич, к теоретической медицине относился, конечно же, с величайшим уважением и пристальнейшим образом следил за работами, выходившими из-под пера теоретиков, и неоднократно ссылался на них в своих лекциях. Но одно - ценить и следить, а другое - посвятить себя физиологии.
Василий Николаевич был твёрдо убеждён, что сыновьям, мне и брату моему Борису, непременно нужно пойти по отцовским стопам - в хирургию, продолжить работы, начатые отцом, осуществить замыслы и мечтания, которым за отцовскую жизнь не настало время осуществиться. Если этого не получилось со мной, то мой брат Борис со студенческих лет начал всерьёз заниматься хирургией. Он нашёл в ней свой собственный путь, свою область - восстановительную, пластическую хирургию. И в этой области он стал крупным мастером.
Поначалу отец спокойно отнесся к тому, что я увлёкся физиологией. Затем стал проявлять некоторую ревность. Помню, как он меня экзаменовал. Ни к одному экзамену в своей жизни я не готовился так тщательно, как к хирургии, которую пришлось сдавать отцу, и не однажды, так как он читал нам и общую хирургию, и госпитальную хирургию, и оперативную хирургию.
Помню, как во время экзамена по общей хирургии, когда билет был исчерпан, отец сказал с интонацией, которая показалась мне угрожающей: «Это только первый тур. Сейчас будет второй, - обернулся к ассистенту, - Прошу Вас! Задавайте ему вопросы... ещё... ещё...»
Я ответил и на первый, заданный ассистентом вопрос, и на второй. У отца на секунду проглянула довольная улыбка, и вдруг, услышав новый вопрос, я не удержался и сказал с некоторой бравадой: «Ну, это легко...» И что за тем последовало!
- Где вы находитесь, студент Парин!.. С кем так разговариваете!.. Разболтался!.. Отвечать по сути! И когда я ответил по сути, Василий Николаевич сказал: «Теперь третий тур. За то, что ты - мой сын».
И стал гонять по своим работам: для нас с братом программа курса хирургии была особой. (Кстати, много позднее, в Свердловске, мне пришлось экзаменовать по физиологии мою жену. «Урок семейственности» мне уже был преподан отцом. Я пригласил на экзамен всех ассистентов кафедры, декана факультета и устроил Нине Дмитриевне такой же «бенефис».)
Но в этом поединке отец не только доказывал полную свою беспристрастность. Не это было главным мотивом. Он ещё рассчитывал, что чем лучше мы будем знать хирургию, тем больше ею увлечёмся. И тогда после экзамена он сказал: «Физиология - дело хорошее, но всё-таки занялся бы ты лучше хирургией...»
Мой любимый брат Борис сразу пошёл по отцовским стопам. А я был твёрд в своём увлечении. И представьте себе: десять лет спустя живу я в Свердловске, уже обзавёлся семьей, заведую физиологической кафедрой в одном институте и физиологической лабораторией - в другом. Отец приезжает ко мне из Перми в гости... Вечером жена пошла укладывать детей, мы остаёмся вдвоём, и отец говорит: «Ну вот, теперь у тебя есть хорошая теоретическая подготовка. Теперь бы тебя на год в поликлинику... Подучиться и - в большую хирургию, по-настоящему...».
Парин В.В., О вероятном… О невероятном, М., «Наука», 1973 г., с. 255-257.