Закономерность вытеснения человека в педагогических системах

Постепенное выполнение функций, ранее исполнявшихся человеком, различными технологиями, характерно не только для техники.

Вот пример из области педагогики:

В XVII веке чешский педагог Ян Амос Коменский «… сделал эпохальное педагогическое открытие, которому почти двести лет консервативные педагоги не давали дороги в школу. Суть этого открытия, которое сегодняшнему читателю может показаться пустяшным, состояла в том, что Великий Чех усмотрел в только ещё нарождавшемся книгопечатании мощный рычаг реформирования средневековой схоластической и предельно формализованной школы в школу разумного и осознанного учения.

Этим рычагом, по мнению Коменского, должен был стать учебник в руках каждого ученика. Чтобы понять величие этого педагогического открытия, нужно представить себе средневековую школу, где в каждом классе учитель с единственной рукописной книгой в руках читает абзац за абзацем, а учащиеся хором повторяют за ним и зазубривают часто непонятные им тексты.

Польза от такого учения была минимальна, и Коменский об этом говорил, что если бы учащиеся всю жизнь провели в таких классах, то они бы всё равно не уразумели изучаемых ими наук. […]  Идея Коменского состояла в том, чтобы дать каждому учащемуся в руки учебник, и в классе под руководством учителя каждый учащийся изучал бы его содержание, а затем дома закреплял бы изученное.

Роль учителя в этом случае состоит не в зачитывании текста учебника, а в организации бесед на его основе и разъяснении непонятных учащимся вопросов».

Беспалько В.П., Учебник. Теория создания и применения, М., «НИИ школьных технологий», 2006 г.,  с. 134-135.


Закономерность вытеснения человека из технических систем по Б.Л. Злотину