Ошибки продвижения и PR людей, идей, инноваций и т.п.
Продвижение творческих личностейПродвижение и PR творческих личностей
X
Ошибки продвижения и PR людей, идей, инноваций и т.п.
Продвижение творческих личностейПродвижение и PR творческих личностей
X
В 1901 году в США была запланирована очередная выставка картин В.В. Верещагина в США.
О прошлой выставке было написано так:
«В еженедельном журнале «Harper's Weekly» один из влиятельнейших американских художественных критиков Кларенс писал: «Коллекция эта является одним из современных нам чудес, если принять во внимание, что картины эти написаны одним человеком. Даже отнесшись к ним со всею строгостью, пришлось бы сознаться, что ни один из современных художников не создал такого множества восхитительных произведений. Во всяком случае, художники, которые посетят выставку верещагинских картин, в состоянии будут оценить, какой талант, или лучше сказать, гений говорит столь красноречиво при посредстве выставленных там произведений». […]
Эти обстоятельства постаралась использовать подпольная мошенническая организация, которая при помощи грубого шантажа эксплуатировала артистов сцены, художников, скульпторов и вообще всех, кто добивался признания и расположения со стороны общественного мнения.
За неделю до открытия выставки к отцу явились два «джентльмена». Ответ на вопрос о цели посещения пришедшие начали с комплиментов, говоря, что им хорошо известны успехи картин художника Верещагина как в Европе, так и при его первом посещении Соединенных Штатов. Но, говорили они, вкусы и настроения американской публики непостоянны и легко меняются. Ни один художник, как бы он ни был велик и известен, не может быть уверен в успехе. А между тем этот успех легко можно обеспечить, прибегнув к помощи организации, представителями которой они являются. Конечно, обработка общественного мнения требует значительных расходов, но получаемые результаты вполне окупают затраты, размеры которых тем больше, чем больше желаемый успех. Гарантия со стороны организации состоит в том, что договорённая сумма выплачивается вперед в размере только трёх четвертей. Остаток - после того, как проявятся желаемые результаты. Но в случае, если договор не будет заключён или договоренная сумма не будет вовремя внесена, художник может быть твёрдо уверен, что его ожидает полный провал, против которого нельзя и бороться.
Отец был возмущён дерзким вымогательством и особенно угрозами. Но, сдерживая по возможности своё негодование и стараясь говорить спокойно, он ответил решительным тоном, что «людей, осмелившихся сделать ему такое предложение, он не может считать джентльменами».
Для американца выраженное ему сомнение в его джентльменстве является величайшим оскорблением. Поэтому слова отца привели пришедших буквально в ярость. Они вскочили со своих стульев, засучили рукава и едва отец успел занять позицию спиной к стене, чтобы не быть обойденным, как они бросились на него с кулаками. Отец, по его словам, не обучался боксу и мог надеяться только на свою силу. Преимущество было явно на стороне нападавших, так как отражать удары, сыпавшиеся с двух сторон, было крайне трудно, и отец понимал, что при пассивной обороне эти два здоровых парня в конце концов его одолеют. Поэтому он изменил тактику и со всей энергией и силой, на которые был способен, бросился на того противника, который казался ему более опасным. Тот, по-видимому, никак этого не ожидал и в своей растерянности дал отцу возможность нанести такой удар, что его противник грохнулся навзничь, головой к самой двери. Действие удара было не только физическое, но и психологическое, упавший вскочил и бросился вон из комнаты. Его компаньон, оставшись один, сильно струхнул и пытался улизнуть, но отец настиг его у дверей и дал ему такого пинка, что тот, пролетев сквозь дверь, растянулся во весь рост.
Победа отца была полная, но далась она ему не даром. Он получил много чувствительных ударов, а в тот момент, когда бросился на главного противника, второй нанёс ему сильный удар над левой бровью, который едва не «вывел его из строя». Хотя отец сразу же начал прикладывать холодные компрессы, вздувшаяся на лбу шишка окрасилась всеми цветами радуги, и прошло несколько дней, прежде чем он смог выйти на улицу.
Что же касается угроз представителей шайки шантажистов, то они приложили все усилия для их осуществления. В первый же день открытия выставки, когда никто из публики и журналистов не мог ещё видеть картин и о них судить, несколько небольших газеток напечатали резко отрицательные критические отзывы вместе с замаскированными выпадами против личности самого художника.
Но уже со второго дня в большинстве солидных органов печати стали появляться хвалебные статьи ряда влиятельных художественных критиков, которые постепенно аннулировали продолжавшуюся злостную травлю шантажистов и обеспечили выставке большой успех.
Я неоднократно слышал, как отец рассказывал о своем «сражении» с шантажистами. Уже наперед зная, что это столкновение окончилось для него благополучно, я всё же с замиранием сердца слушал и живо представлял себе, как два американца бросились с кулаками на «моего папу», пугался за него и торжествовал, услышав ещё раз о его победе».
Верещагин В.В., Воспоминания сына художника, Л., «Художник РСФСР», 1982 г, с.101-103.