«Я верю, что человеческие таланты основаны на особых паттернах связности мозга.
Эти паттерны можно рассматривать по мере того, как индивидуум сталкивается и в конечном счёте осваивает организованную деятельность или область своей культуры.
Рассмотрим три конкурирующие теории:
1. Талант - вопрос практики. Каждый из нас мог бы стать Моцартом или Эйнштейном, если бы как следует потрудился.
2. Талант универсален. Тот, кто хорошо делает что-то одно, может хорошо делать и все остальное.
3. Талант имеет генетическую основу. Если это так, данная теория ошибочно подразумевает, что у человека с «музыкальным геном» обязательно проявится музыкальный талант. Точно так же, как генетически обусловлен наш цвет глаз или, что хуже, болезнь Хантингтона.
Вот моя гипотеза: самая подходящая аналогия - освоение языка. Почти каждый из нас легко овладевает языком в первые годы жизни; можно сказать, что почти все мы - талантливые ораторы. Аналогичный процесс происходит и с другими талантами, но с двумя различиями:
А. Существует множество генетических вариаций, указывающих на талант в таких областях, как музыка, шахматы, гольф, математика, (Лидерство, письменная речь (в противоположность устной) и т. д.
Б. По сравнению с языком набор соответствующих действий более вариативен в разных культурах. Например, игры. Человек, который легко учится играть в шахматы в одной культуре, не обязательно с той же лёгкостью научился бы играть в покер или в го в другой культуре. Когда мы чему-то учимся, формируются определённые нейронные связи. Нервная система некоторых из нас предрасположена к тому, чтобы быстро научиться определённым действиям (шахматы) или классам действий (математика), свойственным одной или нескольким культурам. Соответственно, в этой области и в этой культуре нас будут считать талантливыми, и мы быстро станем экспертами. Все остальные тоже могут достичь некоторого умения, но это займёт больше времени, потребует более эффективного метода обучения, интеллектуальных способностей и формирования новых нейронных сетей в мозге, не нужных талантливому человеку.
Сейчас эту гипотезу проверяют Эллен Виннер и Готтфрид Шлог. Они делают томографию мозга детей перед тем, как последние начнут брать уроки музыки, которые будут продолжаться в течение нескольких лет после томографии. Также они исследуют контрольные группы и дают участникам контрольные задания (не связанные с музыкой). После нескольких лет занятий музыкой учёные определят, у кого из детей есть музыкальный «талант». Они будут исследовать мозг музыкально одарённых детей до начала обучения музыке, а затем изучать, как развивается их мозг в процессе занятий музыкой.
Если верна теория N 1, то всё зависит от времени практики. Если верна теория N 2, то те, кто добьётся наибольших успехов в музыке, добьются успеха и во всём остальном. Если окажется верной теория N 3, индивидуальные особенности мозга испытуемых должны быть заметны с самого начала.
Если же верна моя гипотеза, то самых талантливых детей выделяют не отличия, заметные до обучения, а скорее, изменение характера нейронных связей в их мозге в течение первых лет обучения».
Говард Гарднер, Во что мы верим, но не можем доказать. Интеллектуалы XXI века о современной науке, М., «Альпина нон-фикшн», 2011 г., с. 222-224.