«- Но может ли кто-нибудь пойти немного дальше в культурной и научной свободе (freedom), и что точно это значит по степени важности для общества?
Какое-то время назад я пришел к заключению, что, вообще говоря, важный импульс, стимулирующий наше поведение, может быть разделён на творческий и собственнический.
Я называю импульс творческим, когда его цель - создать что-то, чего никто не смог бы сделать и что не было бы заимствовано у кого-нибудь ещё.
Я называю его собственническим, когда он состоит в приобретении чего-либо для себя, чего-то, что уже есть, как, например, буханка хлеба. И тот и другой выполняют свои функции, и человек должен быть в достаточной степени собственником, чтобы выжить, но по-настоящему важный импульс, когда мы говорим о сфере свободы (liberty), - творческий.
Если вы пишете поэму, вы не можете помешать другому человеку писать поэму.
Если вы пишете картину, вы не можете помешать другому писать картину. Это творческие вещи, и они не делаются за счёт кого-то другого.
И я думаю, что такие вещи должны иметь абсолютную свободу».
Бертран Рассел, Роль индивида (интервью) / Искусство мыслить, М., «Дом интеллектуальной книги», 1999 г., с. 235.
Уровни оценки полезности творческого результата по И.Л. Викентьеву