«Ничего бы Люмьеры не изобрели, если бы не увлекались, как и их отец, фотографией... Братья Люмьеры - одни из самых знаменитых, самых заслуженных фотолюбителей в истории мировой культуры. Дело в том, что в их снимках, которых сохранились тысячи и тысячи, нет особой художественности. Люмьеры занимались тем, что сейчас называется бытовой съёмкой. Фотографировали друг друга, свои семьи, своих детей, знакомых, друзей. Фотографировали лошадей, собак, кошек. Пейзажи, архитектуру, цветы. Очень любили снимать памятные события... Они всё снимали исключительно для себя, на добрую память, для личного потребления. Потому-то и фильмы их принципиально бессюжетны и совершенно безыскусны. Люмьеров занимал сам процесс светописи. Они обожали съёмочную технику и всё, что связано с фотопроцессом. […]
Изобретая синематограф, Люмьеры не только открыли новую технологию, но, сами того не предполагая, дали жизнь новому виду искусства, которое всего за полвека выдвинулось на первые позиции в мировой культуре.
Первые фильмы Люмьеров были исключительно документальными лентами. Они не подразумевали выраженного сюжета, режиссуры, игры актёров. «Выход рабочих с фабрики» - действительно рабочие лионской фабрики Люмьера выходят на улицу после рабочего дня. Больше ничего на экране не происходит. Но это и есть документ, жизнь без прикрас. И сегодня эта первая в истории кинокартина воспринимается, как удивительно достоверный документ давно ушедшей эпохи. Стоит лишь задуматься - никого из героев этой 50-секундной картины нет в живых. Сменились поколения людей, изменилась сама жизнь. А они – всё идут и идут. И у каждого свои мысли, своё прошлое и своё будущее, которое давно уже стало далёкой историей... Таким образом, документальный жанр является самым «древним» из всех существующих (кстати, то же самое усматривается и в литературе: первые тексты человечества относятся к документальному жанру - летописи и бытовые записки). […]
Первые фильмы были сняты Луи Люмьером точно так же, как он снимал своим фотоаппаратом любимые лионские пейзажи. То есть камера была установлена на штатив на уровне груди взрослого человека. Объектив направлен на объект съёмки (видоискателя не было, съёмка велась «наугад»).
Луи снимал исключительно общим планом и неподвижной камерой.
Тут следует отметить принципиальную позицию Люмьеров - даже когда кино стало развиваться в сторону усложнения приёмов съёмки, Люмьеры были против каких-либо расхождений с установленным ими «каноном», считая, что предназначение кинематографа - отображать жизнь такой, какая она есть. Они предприняли несколько попыток создания игрового кино, но лишь снимая театральное представление. То есть, в их понимании художественная лента была лишь фиксацией театрального действа, а не самостоятельным произведением, использующим возможности кино.
Первым приёмом стала съёмка подвижной камерой. Луи установил киноаппарат на лодке и снял виды реки и берегов во время движения лодки по реке. В дальнейшем он несколько раз возвращался к этому приёму, но только для съемок документальных лент.
В то же время уже самый первый киноаппарат предоставлял широчайшие возможности для съёмок разными планами и с применением различных приёмов. И вскоре в кинематографе появились понятия дальнего, среднего и крупного планов».
Надеждин Н.Я., Братья Люмьер: «Синема», М., «Майор», 2011 г., с. 24, 38 и 42.