Гипотезы о полноценности, эталонности творческой личности
Высказывания о творческих личностяхРазличные высказывания, мнения о творчестве и творческих личностях…
X
Гипотезы о полноценности, эталонности творческой личности
Высказывания о творческих личностяхРазличные высказывания, мнения о творчестве и творческих личностях…
X
«Нам кажется, что, в своей теории гения, Моро де Тур принял видимость за действительность, случайность за сущность, более или менее изменяющееся симптомы за основное и существенное.
Гениальность составляет вовсе не энтузиазм (потому что энтузиазм может проявляться в самых посредственных и пустых умах); гениальность состоит в превосходстве разума.
Гениальный человек тот, кто видит яснее других, кто усматриваете большую долю истины, кто может связать в общую идею большее число частных фактов, кто соединяет в один общий закон все части целого, кто, даже предаваясь творчеству, как в поэзии, только осуществляет, при помощи воображения, возникшую в его уме идею.
Гений отличается самообладанием, а не увлекается какой-то слепой и роковой силой; гений управляет своими идеями, а не бывает рабом своих образов; свойство гения ясно и определённо сознавать то, чего он желает и что видит, а не теряться в пустом и нелепом экстазе, подобном экстазу индийских факиров.
Конечно, создавая, гениальный человек уже не думает о самом себе, т.е. о своих мелких интересах, о своей обыденной личности; но он думает о предмете своей мысли; иначе он был бы только громким и неразумным эхом, что апостол Павел превосходно называет кимвалом звенящим.
Одним словом, гений - это по нашему мнению, человеческий ум в его самом здоровом и сильном состоянии.
Во-вторых, нужно заметить, что слово гений употребляется для выражения самых различных и даже совершенно разнородных явлений. Не одно и тоже гений религиозный и гений военный, гений спекулятивный (созерцательный) и гений деятельный, гений научный и гений поэтический.
Смешивает столько различных предметов, объяснять все их одинаково и, ради поверхностных аналогий (сходств), который могут случайно представиться между тем или другим из этих состояний и помешательством, заключать, что гений, в существе своём, одной природы с сумасшествием, значило бы отвергать все законы научного наблюдения».
Поль Жане, Мозг и мысль, М., «Либроком», 2011 г., с. 47-48.