План краткой лекции о Никколо Паганини И.И. Соллертинского

«- Техника Паганини вырастает из (канонизации) жонглёрства, музыкальной эксцентриады и клоунады (изображения смычком мычания коровы или блеяния барана), из престидижитаторства (гуттаперчевой растяжки пальцевых связок и т. п.).

- Романтическая новелла о демоническом художнике, об инфернальном происхождении виртуозности лишь заметает следы циркового происхождения.

- Сублимация и канонизация низовых жанров (реализм и жанровость оффенбаховской оперетты у Визе; музыкальная эксцентриада и клоунада у Паганини).

- О сходных чертах Паганини и Россини (итальянская эксцентрика). Россини и тонадилья.

- Традиция commedia dell'arte и комической оперы. Длинный смычок, виолончельные струны - сначала как эксцентрический трюк.

- О старой связи между inferno и цирком. Инфернальное происхождение Арлекина и других масок.

- Когда Шпор и другие называли Паганини фигляром, они были близки к истине, но в ином, точном, не ругательном значении слова.

- Частный случай взаимоотношения «высокого» и «низкого» в искусстве. Чем интенсивнее взаимоотношение, тем больше движется вперед искусство.

- Аналогичное - в классическом балете: сначала натурали-стико-изобразительные, комические прыжки скоморохов - кабриоли, антраша и т. д.; затем - сублимация их (с утратой изобразительного и комического значения) в романтическом танце (он же - «классический танец»).

- Разница между Паганини и Листом: один - от цирка, другой - от салона».

Соллертинский И.И., О Паганини, в Сб.: Памяти И.И. Соллертинского: Воспоминания, материалы, исследования / Сост.: Л.В. Михеева, Л.-М., «Советский композитор», 1974 г., с. 200-201.