Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
ПсихофизиологияПсихофизиологические эффекты человека
X
Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
ПсихофизиологияПсихофизиологические эффекты человека
X
«1-й закон. Чем отчётливее действует предмет на sensorium, тем яснее и отчетливее вытекающая из этого идея.
2-й закон. Чем живее действует он на эту же материальную часть мозга, тем яснее идея.
3-й закон. Такая же степень ясности проистекает от частого повторения впечатления от предметов.
4-й закон. Чем сильнее действие предмета и чем более оно отличается от другого, или чём оно необычнее, тем живее и разительнее идея.
Часто её невозможно вытеснить другими идеями, как это испытал, по его собственным словам, Спиноза, увидав одного из рослых людей Бразилии. Такое же именно неизгладимое впечатление производят друг на друга белокожий и чёрнокожий, когда впервые увидят друг друга, так как душа долгое время созерцает необычный предмет, думает о нем и занимается им беспрестанно. Ум и глаза легко проходят мимо предметов, являющихся им каждый день. Новое растение поражает только ботаника. Из этого видно, насколько опасно внушать детям устрашающие их идеи, как, например, страх перед чертом или волком и т. п.
Только размышляя над простыми понятиями, можно охватить сложные идеи. Для этого надо, чтобы первые совершенно ясно представились душе и чтобы она явственно воспринимала их одно за другим; иначе говоря, надо выбрать какой-нибудь один самый простой объект, который всецело действовал бы на наш sensorium и не затемнялся бы никакими другими объектами, по примеру геометров, постепенно усваивающих способность, которою болезнь наделяет меланхоликов, а именно не терять из поля зрения своего предмета. Таково первое заключение, какое следует вывести из нашего первого закона; второе заключение сводится к тому, что лучше размышлять, чем повторять урок вслух, как это делают школьники. Ибо в последнем случае остаются в памяти только звуки, постоянно уносимые новым потоком идей. Впрочем, согласно третьему закону, чаще всего повторяемые впечатления изглаживаются с наибольшим трудом, и люди, неспособные к размышлению, могут приобретать знания только при помощи вышеуказанного дурного способа.
Наконец, подобно тому как необходимо, чтобы предмет, рассматриваемый в микроскоп, был хорошо освещен, тогда как все, что рядом с ним, должно оставаться в темноте; как необходимо внимательно слушать, чтобы отчётливо услышать шум, кажущийся вначале смутным, ибо звук, встречая подготовленное и гармонически напряженное ухо, оказывает более сильное впечатление на мозг, - так подобными же средствами рассуждение, казавшееся весьма темным, впоследствии делается ясным. Это вытекает из 2-го закона».
Жюльен Ламетри, Трактат о душе (Естественная история души) / Сочинения, М., «Мысль», 1983 г., с. 79-80.