Барьеры различной природы, мешающие творческой деятельности
Ошибки при внедрении инновацийОшибки при внедрении инноваций
Деградация обществаДеградация общества
X
Барьеры различной природы, мешающие творческой деятельности
Ошибки при внедрении инновацийОшибки при внедрении инноваций
Деградация обществаДеградация общества
X
«Мы по умолчанию считаем, что полезные приёмы производства, будучи однажды освоенными, продолжают жить до той поры, пока их не сменят более совершенные. На самом деле эти приёмы нужно не только освоить, но и непрерывно применять, а это тоже зависит от множества непредсказуемых факторов. Любое общество в своей динамике переживает особые процессы (моды, поветрия), в ходе которых либо экономически бесполезные вещи на какое-то время приобретают высокую ценность, либо, наоборот, полезные вещи обесцениваются. В наши дни, когда почти все общества планеты связаны друг с другом, мы неспособны вообразить, что такое поветрие способно где-либо привести к полному забвению важного элемента практического знания. У общества, отвернувшегося от какой-нибудь эффективной технологии, остаётся возможность наблюдать её у соседей и через какой-то срок овладеть ею повторно из чужих рук (или, в случае неудачи, стать жертвой военной экспансии).
Однако в изолированных обществах поветрия бывают фатально устойчивыми.
Знаменитый пример такого поветрия - отказ Японии от огнестрельного оружия. Эта новинка впервые достигла японских берегов в 1543 г. вместе с прибывшими на китайском грузовом судне двумя португальскими авантюристами, которые были вооружены аркебузами (примитивными ружьями). Впечатлённые новым типом оружия, японцы вскоре основали его местное производство, значительно усовершенствовали его технологически и к 1600 г. владели наиболее крупным и совершенным арсеналом ружей во всём мире.
Однако в Японии существовали и свои факторы противодействия освоению новой технологии. В стране имелась многочисленная прослойка военных (самураи), оружие которых - стальные мечи - имело статус классового символа и произведения искусства (помимо того что помогало держать в повиновении низшие классы). До тех пор боевые столкновения в Японии выглядели как единоборства на мечах, участники которых сходились лицом к лицу, произносили церемониальные речи и считали делом чести драться по правилам.
Такое поведение становилось смертельно опасным перед лицом крестьянского войска, без всяких правил палившего по врагу. Помимо прочего, ружья были изобретением чужаков и скоро впали в немилость, как и всё иноземное в Японии после 1600 г.
Власти, опиравшиеся на самураев, начали с того, что ограничили производство огнестрельного оружия несколькими городами, затем запретили производить его без правительственной лицензии, затем стали выдавать лицензии только на ружья, производимые для правительства, и закончили тем, что сократили до минимума правительственный заказ, - как следствие, Япония практически вернулась в положение, когда у неё не было собственного огнестрельного арсенала.
Среди европейских правителей современной эпохи тоже попадались те, кто презирал огнестрельное оружие и пытался ограничить его применение. Однако такие меры не имели серьёзных перспектив в регионе, где любая страна, временно отказавшаяся от такой технологии, просто была бы завоевана вооружёнными ею соседями.
Если бы не густонаселённость и островная изоляция, Японии никогда бы не сошло с рук пренебрежительное отношение к новому мощному виду оружия. Её безбедное существование в отрыве от остального мира закончилось в 1853 г., когда визит американской эскадры коммодора Перри и вид кораблей, ощетинившихся пушками, заставили Японию вновь задуматься о налаживании оружейного производства.
Этот отказ от огнестрельного оружия вместе с отказом китайцев от океанского мореплавания (как, впрочем, и от механических часов и прядильных станков, приводившихся в движение мельничным колесом) представляют собой наиболее известные в истории примеры технологического регресса изолированных и полуизолированных обществ».
Джаред Даймонд, Ружья, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ, М., «Аст»; «Corpus», с. 387-389.