Теория научного открытия по Дэвиду Клару и Герберту Саймону

«Мы подходим теперь к нашему финальному обобщению, гипотезе о том, что теория научного открытия - это специальный случай общей теории решения задач: различия опираются на сильные методы каждой из дисциплин, а также на обслуживающие их знания и процедуры, в то время как вездесущие «слабые» методы обеспечивают сходство.

Опираясь на наше объяснение научного открытия, мы видим, что:

а) оно зиждется на эвристическом поиске в наборе пространств задачи: пространстве примеров, пространстве гипотез, репрезентаций, стратегий, средств и, возможно, некоторых других;

b) контроль поиска обеспечивается такими общими механизмами, как метод проб и ошибок, поиск экстремума, анализ целей и средств; и

с) процессы распознания, активизируемые знакомыми структурными признаками ситуации, вызывают из памяти знания и «сильные методы», связывая «слабые» методы с предметно специфичными механизмами.

Все перечисленные выше конструкты и процессы обнаруживаются в процессе решения задач в любых исследуемых областях. Художник - неученый, равно как и адвокат, бизнесмен, машинист или повар.

Несмотря на это, они все используют единый общий подход к решению своих специальных задач, а также одинаковые «слабые» методы. Если мы обратимся к процессам творчества, то основное различие между ними и более привычными примерами решения задач состоит в том, что творчество имеет дело со значительно более плохо определенными задачами, здесь сложнее что-то распознать и вызвать из памяти соответствующие знания или эффективные предметно специфичные поисковые эвристики, и при этом имеет место большее (не меньшее!) доверие к «слабым» методам. Чем более творческий характер носит решение задачи, тем примитивнее использованные средства. Возможно, поэтому черты, характерные для детей (например, любопытство), так часто приписывают крупным учёным и художникам».

Дэвид Клар и Герберт Саймон,  Изучение научных открытий в Сб.: Когнитивная психология: история и современность, М., «Ломоносовъ», 2011 г., с. 343.