Позиционирование научных идей / инноваций
ПостэндшпильДело творческой личности, после ёё физической смерти
Внедрение результатов ТЛВнедрение результатов ТЛ
X
Позиционирование научных идей / инноваций
ПостэндшпильДело творческой личности, после ёё физической смерти
Внедрение результатов ТЛВнедрение результатов ТЛ
X
«Апостол Павел - человек, с деятельностью которого связана ранняя реформа христианства, благодаря которой оно смогло выйти за рамки иудейской культуры и приобрести характер мировой религии.
Иисус Христос вырос и проповедовал среди приверженцев иудаизма. И как знать, не осталось бы его учение лишь сектой в рамках иудаизма, если бы деятельность Павла не способствовала тому, что очищенные от внешних черт иудаизма идеи Иисуса Христа стали приемлемыми для представителей иных культур, прежде всего эллинистической.
Так, в частности, Павел отменил для приверженцев новой религии обязательность обряда обрезания.
Этот вопрос специально обсуждался на Апостольском соборе в Иерусалиме в 49 г. Споры, которые разгорелись на соборе, были подытожены в речи апостола Иакова: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтоб они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15,19 - 20). Напряжение между сторонниками старых обрядов и теми, кто полагал, что ритуальный закон утратил значение и необязателен для язычников, не спадало и после собора, и апостолу Павлу приходилось доказывать необязательность обряда обрезания.
Чрезвычайно важной оказалась деятельность Павла по снятию пафоса социальной критики, которая содержалась в учении Иисуса Христа.
Христос обращался по преимуществу к обездоленным, униженным, гонимым; он убеждал их, «что легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное». Здесь нет противоречия с тем высказыванием, что пророк не является социальным реформатором. Слова Иисуса Христа имплицитно содержали социальный пафос, определённый той социальной средой, в которой действовал Иисус Христос. Латентно содержащиеся идеи социальной критики могли быть актуализированы, и тогда с ними приходилось бы считаться. Этот, потенциально содержащийся в словах Иисуса Христа, революционный смысл не в малой степени способствовал настороженному отношению к его учению со стороны внешнего мира.
Павел отказывается от столь резко отрицательного отношения к богатым и власть имущим. В Послании к римлянам, авторство которого приписывается Павлу, говорится: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекают на себя осуждение» (Рим. 13,1).
Такая позиция Павла позволяла установить компромисс между нарождающейся христианской церковью и государственной властью - компромисс, который в конечном счёте, способствовал осуществлению исторической метаморфозы, произошедшей с христианством: религия, возникшая в среде рабов и нищих, выражающая их чаяния и надежды, через триста лет смогла стать государственной религией, то есть быть идеологическим выражением власть имущих, которые в самом начале истории христианства встречали учение враждебно.
Павел конкретизировал идеи основателя христианства, исходя из реальных особенностей национальных взаимоотношений той поры. В Послании к галатам он говорит: «Ибо все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже ни иудея, ни язычника...» (Гал. 3, 27-28). Здесь мы видим дальнейшее развитие великой идеи Христа: («Все люди - братья») утверждение нового понимания человека, формирование идеи человечества как единства людей, независимого от социального положения и национальной принадлежности.
Историческое бессмертие учения Христа стало возможным потому, что оно оказалось принято иными, чуждыми иудаизму культурами, и было способно подняться над узкими границами национальности. Время текуче, и его течение предлагает все новые и новые контексты истории, в рамках которых бытийствует религия, что делает проблему реформаторства постоянной, необходимой».
Медведев А.В., Сакральное как причастность к абсолютному, Екатеринбург, «Банк культурной информации», 1999 г., с. 71-72.