Классификация различных творческих решений по их качественным (системным) уровням
Обнаружение новых явленийМетоды обнаружения новых явлений, эффектов
Метод - умение решать задачиОдно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
X
Классификация различных творческих решений по их качественным (системным) уровням
Обнаружение новых явленийМетоды обнаружения новых явлений, эффектов
Метод - умение решать задачиОдно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
X
«...Справедливость требует сказать, что не всегда Блюму нужны долгие часы задушевных бесед для постановки диагноза. Иногда это случается почти сразу. Я видел, как это происходит.
Пришёл на приём некий нефтяник. Жалуется: кольнуло где-то в плече, после чего противоположная нога плохо слушаться стала. Многочисленные профессора, которые исследовали тело несчастного нефтяника, ничего дурного в оном теле не нашли. «Нерв, наверное, защемился», - предположили они. Больной протянул Блюму кипу бумаг - результаты всяких исследований, на которые его направляли светила.
- Оставьте себе, - отмахнулся Блюм. Он подошёл к стоящему клиенту вплотную, приложил свою голову к его голове лоб в лоб и постукал нефтяника пальцами по затылку. - Поздравляю. У вас был инсульт. Пробило по всей цепочке...
Это производит впечатление, не правда ли?
- Никакого чуда тут нет, - сказал мне Блюм, когда клиент ушёл, унося с собой толику благоговения.
- Ходят легенды об экстрасенсах, которые диагноз по фотографиям ставят и могут определить, жив человек или нет. Опытный врач по внешнему виду больного может много о нём сказать. И потому с фотографией можно попросту угадать. Если фотография старая, а на ней видны признаки тяжёлой болезни у человека, с большой долей вероятности можно сказать, что его уже нет в живых. Я в 1991 году работал в Университете дружбы народов на кафедре народной медицины, тогда было засилье ведьм, колдунов и прочего, если помните. Но я не видел ни одного реального экстрасенса, чушь это всё! Люди просто хотят чуда. И это чудо всегда можно организовать при достаточном опыте.
Опытному человеку это сделать просто. Я могу посмотреть на вашу походку, тронуть руку как бы невзначай, проверив её реакцию, - и мне для диагностики будет достаточно. А вы подумаете, что я часы ваши смотрел - какие они красивые. Особенно если я спросил, сколько они стоят. Могу просто чуть подвинуть вас, взяв за плечо, вроде как чтобы пройти, и вы никогда не догадаетесь, что я на самом деле плечо смотрел. А потом, поболтав о том, о сём, я вам выдам ваш диагноз. И вы воспримется его как чудо, как ясновидение. Но это просто опыт старого врача.
Доктор Блюм не сразу этому научился. Но шёл он к этому - не чуду, но мастерству - целенаправленно. От самого порога медвуза...
- Да, пришёл я к этому далеко не сразу. Долго размышлял о том месте, где хочу оказаться на батальном полотне жизни. Среди погибших героев, которым возложат цветы? Или среди тех, кто эти цветы возлагает? Я буду совершать военные подвиги или восстанавливать народное хозяйство? Врач в поликлинике совершает ежедневный подвиг - спасает жизни. А мне этого не надо. Я спокойно восстанавливаю народное хозяйство. Я строитель. Я занимаюсь реабилитацией организма - после того как над ним поизмывались поочередно сначала его хозяин, потом терапевты, а потом хирурги... Мы все закончили один и тот же мединститут. Это первая ступень. Закончил, прошёл интернатуру, получил доступ к телу. А дальше - что ты будешь делать с этим телом? Чего ты хочешь от жизни?.. После получения диплома все эти выпускники с низкого старта побежали вверх по карьерной лестнице. Бегом рванули. Куда? А кто куда! Тут надо представить себе цель. Если эта цель - стать учёным, мировым светилом, ты должен чётко представлять, сколько ступенек должен пройти, прежде чем попасть на ту, откуда тебя будут слушать. Выгоднее пройти самым коротким путём. У хирурга таких ступеней - охренеть! У терапевта ступеней ещё больше, до шестидесяти лет будешь по этой лестнице лезть, и никто тебе доброго слова не скажет.
Но есть направления, где сплошь белые пятна и чёрные дыры. Они всегда на стыках наук и дисциплин. Там совсем мало ступеней, непаханое поле. Что это за направления? Начинаешь анализировать и видишь - на стыке медицины и спорта ничего нет. Врачи не знают спорта, спортсмены не рубят в медицине. Второй стык - медицины с точными науками. С физикой, например. Туда я и пошёл.
У нас, врачей, всегда есть выбор. Можно работать в государственной фирме, там платят меньше, но гарантий больше. А можно стать кустарём-одиночкой. У государственной карьеры очень много плюсов - самому думать не надо, за тебя всё решат: как тебе одеваться, как вести себя с пациентом. Тапочки не те надел - пистон получишь. Субординацию не соблюдаешь - пистон. А я орёл вольный, в неволе не размножаюсь. Делать науку под кем-то не хочу. Самому возглавить институт - жизни не хватит, локтей не хватит. И потому я ушёл туда, где меньше толкотни и короче путь наверх, - в частную медицину, в частную науку и в белое пятно. В те болезни, которые не может излечить государственная медицина.
... В устах Блюма слова про короткий путь наверх, к деньгам и успеху выглядят жуликоватой хитростью. Мол, всех обошёл на повороте. Но фактически - всё наоборот! Он выбрал самый трудный путь. Все шли по проторенной дороге, подбирая крохи, а он, как альпинист, шёл по крутому дикому склону. Это путь не для всех. Нужно быть отмороженным гением, чтобы выбрать нехоженую тропу и, не сорвавшись, взобраться по ней наверх, к не виданным никем горизонтам. Солдат от медицины много, полководцев единицы. Физиков много, Эйнштейн один. Эйнштейн ушёл в сторону, туда, где не ступала нога человека. И принёс нам оттуда теорию относительности. А на что напоролся Блюм, зайдя в чуждые медицине области?
- Есть пять уровней познания предмета.
Первый - знакомство с предметом.
Второй уровень - когда предмет мы можем сдать в вузе как дисциплину.
Третий уровень - когда мы предмет можем преподавать.
Четвёртый уровень - когда ты знаешь смежные дисциплины. Для медицины это химия и физика.
А пятый уровень - умение совершенствовать сам предмет.
Вот для этого и требуется более широкое знание смежных областей, о которых я говорил. Потому что совершенствование всегда происходит на стыке наук. Отчего врачи, которые смотрят на то, что я делаю, не понимают, что именно я делаю, и воспринимают это как «массаж»? Потому что точных наук не знают! На самый элементарный вопрос ответить не могут... На столешнице сидят три мухи, которых спугнули, они одновременно взлетели и теперь летают по комнате. Какова вероятность того, что через пять минут, через час или через сутки эти мухи окажутся в одной плоскости?
- Сто процентов. Три мухи всегда находятся в одной плоскости.
- Вот. Это школьная программа. А медики не знают, что через три точки всегда можно провести плоскость. Как им после этого понять биомеханику?.. А без знания биомеханики невозможно активное воздействие на пациента. А без активного воздействия вылечить многие болезни попросту невозможно! Поэтому бюджетная медицина - пассивная. Больного там лечат, а он принимает это воздействие как пассивный субъект.
Пришёл человек к врачу, и он не хочет менять свою жизнь и работать над собой. Он хочет получить таблетку, чтобы она за него всё сделала. Но она ничего не сделает. Максимум - снимет симптомы. Попутно посадит печень. Моя же адресация - к процессам физиологического восстановления. Лейкозы, парализации, гипертонии, раки... все подобные патологии без активного воздействия на пациента не вылечиваются. Потому что как раз и возникли в результате его неактивности или асимметрии…»
Никонов А.П., Формула бессмертия. На пути к неизбежному, М., «Энас»; СПб «Питер», 2012 г., с.149-153.