«Мы сделали множество различных зарисовок элементов. Мы увидели таких замечательных спортсменов, как Барбара Вагнер и Роберт Поул, Вера Суханкова и Зденек Долежал (первые стали чемпионами мира, а вторые - чемпионами Европы), и многих, многих других отличных мастеров, у которых есть чему поучиться и сейчас.
Тогда впервые поняли мы необходимость киносъёмки как одного из элементов спортивной подготовки. Вскоре мы купили простейший киноаппарат (впоследствии мы сменили его на самую современную аппаратуру, но о той камере всегда думаем с благодарностью) и в дальнейшем на всех соревнованиях в течение многих лет снимали программы лучших мастеров.
Чтобы больше не возвращаться к этой теме, скажем, что не надо только переоценивать роль киносъемок. Конечно, невозможно сразу, на глазок, неопытному спортсмену схватить тот или иной элемент, ту или иную связку. Надо иметь материалы, с помощью которых можно затем детально разобрать их, усвоить, переварить. Здесь кино - лучший из лучших помощников.
Но ведь бывает и так, что снятые на плёнку программы ведущих мастеров начинают затем размножаться среди молодых спортсменов. И вот уже видишь тусклые копии, сделанные молодой парой с программы знаменитой пары X и Y. Взяты не принципы, не сам подход к теме, а огромные куски программ.
Это производит ужасное впечатление. Ничто так не губит молодое дарование, ничто так не лишает талант оригинальности, как слепое копирование.
Вот почему мы, имея в своём распоряжении тысячи и тысячи снятых кассет плёнки, ни разу не позаимствовали оттуда ни одной эффектной комбинации.
После Олимпиады в Инсбруке мы вообще снимаем состязания очень мало и чаще стараемся для самоконтроля получать ленты, на которых сняты наши собственные программы. Иногда пленки, которые привезены нами с зарубежных состязаний, не проявляются месяцами: прошла надобность в них, глаз у нас стал другим, да и вообще всё подряд, как раньше, снимать просто скучно и неинтересно.
Словом, киноаппарат остаётся в нашей обойме тренировочных средств. Но он уже не играет той роли, которую играл когда-то. А тут ещё появились видеомагнитофоны. И уже можно во время тренировки увидеть себя десятки раз на экране. И разобрать своё движение, не ожидая несколько суток. И тут же исправить, если это необходимо, тот или иной элемент. Беспристрастный наблюдатель - видеомагнитофон - тоже отличный помощник. Но и в нём, а именно - в его бесстрастности есть свой порок».
Белоусова Л.Е., Протопопов О.А., Золотые коньки с бриллиантами, М., «Физкультура и спорт», 1971 г., с. 30-32.