Создание новых научных дисциплин, направлений и т.п.
Психология творчестваПсихология творчества
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
Список задач в явном видеСписок проблем / задач в явном виде
X
Создание новых научных дисциплин, направлений и т.п.
Психология творчестваПсихология творчества
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
Список задач в явном видеСписок проблем / задач в явном виде
X
«Из повседневного опыта мы знаем, что художник, искусно обрабатывая свой материал или высказывая решительные и зачастую верные суждения о ценности произведений своего искусства, лишь в исключительных случаях исходит из теоретического знания законов, предписывающих ходу практической деятельности её направление и порядок и вместе с тем определяющих мерила ценности, согласно которым испытывается совершенство или несовершенство законченного произведения.
Художник-творец по большей части не способен дать нам надлежащие сведения о принципах своего искусства.
Он творит не на основании принципов, и не в соответствии с принципами оценивает. В своём творчестве художник следует внутреннему побуждению своих гармонически развитых сил, в суждении - своему тонко развитому художественному такту и чутью.
Но так обстоит дело не только в изящных искусствах - мысль о которых напрашивается здесь прежде всего, - но и в искусствах вообще, беря это слово в самом обширном его значении. Это применимо, следовательно, также к научному творчеству и к теоретической оценке его результатов, научному обоснованию фактов, законов, теорий. Даже математик, физик и астроном для выполнения даже наиболее значительных своих научных работ также не нуждается в постижении последних основ своей деятельности.
И хотя полученные результаты обладают для него и других значением разумного убеждения, он всё же не может утверждать, что всюду выяснил последние предпосылки своих умозаключений и исследовал принципы, на которых основывается убедительность его методов.
Но с этим связано несовершенное состояние всех наук.
Мы говорим здесь не о простой неполноте научного познания истин данной области, а о недостатке внутренней ясности и рациональности, - качеств, которых мы вправе требовать независимо от степени развития науки.
В этом отношении и математика, обогнавшая все науки, не может притязать на исключительное положение. Нередко она всё ещё считается идеалом науки вообще; но насколько её действительное состояние не соответствует этому мнению, показывают старые и всё ещё однозначно не решённые споры об основах геометрии и правомерных основаниях метода мнимых величин.
Те самые исследователи, которые с неподражаемым мастерством применяют замечательные методы математики и изобретают новые методы, часто оказываются совершенно не в состоянии дать удовлетворительный ответ о логической основательности этих методов и о пределах их правомерного применения.
Но хотя науки развивались, несмотря на эти недостатки, и дали нам такое господство над природой, о котором прежде нельзя было и мечтать, всё же они не могут удовлетворить нас в теоретическом отношении.
Это - не кристально ясные теории, в которых были бы вполне понятны функции всех понятий и утверждений, все посылки - точно проанализированы и где, следовательно, общий результат стал бы вне всяких теоретических сомнений…»
Эдмунд Гуссерль, Пролегомены к чистой логике, в Сб.: Антология реалистической феноменологии, М., «Институт философии, теологии и истории святого Фомы», 2006 г., с. 109-111.