Теория социального прогресса по Готхольду Лессингу

В статье «Воспитание рода человеческого», Готхольд Лессинг «… представляет себе развитие человечества похожим на развитие человека.

Оно также проходит три возраста и проходит школу, но его воспитанию служит откровение, которое Лессинг рассматривает в его историческом движении.

Имея дело сначала с грубым и жестоким еврейским народом, откровение действовало на него яркими, элементарными картинами и резкой, наивной моралью, которая обещала непосредственную кару и награду за зло и добро. Это был период детства.

По мере того, как ученик подвигался в ясности, твёрдости и широте понятий, его школа открывала ему новые горизонты. Школа сама вырабатывала посредствующую форму: в лице еврейского народа -   Ветхого Завета, на который сначала было направлено откровение, был подготовлен будущий воспитатель рода человеческого.

Христианство упразднило потом предшествующие формы религиозного сознания, так же как для юноши делается ненужным элементарный учебник. Оно внесло понятие отдалённого духовного возмездия.

Предстоит период полной зрелости; воспитание пойдёт ещё дальше, и человек будет любить добро ради него самого, а не ради возмездия. Это будет эпоха полного просветления, эпоха нового вечного Евангелия, говорит Лессинг, применяя выражение мечтателей XIII века, которые ждали после Нового Завета и царства Христа приближения неземного царства Святого Духа.

Они, думает Лессинг, чуяли истину: «Мечтатель часто имеет верный взгляд на будущее». И Лессинг, как они, рисует возможность настоящего перерождения, второго рождения человека. Он представляет себе даже переселение душ на земной поверхности. «Отчего отдельная личность не могла бы более одного раза появляться на этой земле? Отчего мне не возвращаться на землю всякий раз, как я в силах буду достигнуть новых знаний, новых способностей?» При этом человек, возрождающийся в новую, более совершенную эпоху, забывает то, что присуще ему было в низшую, менее совершенную. В этом скачке индивидуального сознания заключается лишь кажущийся перерыв. В целом в вечности движения ничто не погибает.

Статья Лессинга заканчивается словами: «Быть может, для меня таким образом потеряно будет слишком много времени? Так ли, потеряно ли? А что я могу упустить? Разве не принадлежит мне вечность?»

Здесь смешиваются представления о человеке и о человечестве; представления о личном бессмертии и о непрерывной жизни идей или о их возрождении; представления о связи понятий в личном сознании и о связи идей в развитии беков. То, что прошло человечество, то кажется жизнью одного духа.

Этот взгляд характерен для всего направления теории прогресса».

Виппер Р.Ю., Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX вв. в связи с общественным движением на Западе, М., «Государственная публичная историческая библиотека России», 2007 г., с. 111-112.