Сценарист должен учиться «думать конфликтом» - рекомендация Айн Рэнд

«В нормальной ситуации сюжет отражает конфликт мировоззрений. Таким образом, следующий пункт - настоящий пунктик беллетриста: научиться думать в терминах конфликта.

Ценно следующее упражнение. Когда вы смотрите современные фильмы, телевизионные шоу или читаете современные романы, которые за редкими исключениями являются бессюжетными (или имеют неподходящие сюжеты), попытайтесь исправить их мысленно.

Если история начинается интересно, а затем интерес пропадает, подумайте, что бы вы могли сделать, как повернуть историю к настоящему конфликту значимых ценностей. Вы столкнетесь с массой потраченных впустую возможностей почти в каждом современном произведении (однако некоторые не подходят даже для этой цели, потому что им нужен хотя бы рудимент сюжета).

Я не призываю к плагиату.  Но рекомендую исключительно в целях умственной тренировки, чтобы научиться придавать представленной кем-то, бесформенной сюжетной структуре из неопределённых событий и невнятных персонажей целенаправленность. Вот то, что приведёт вас к цели: думайте в терминах конфликта.

В начале карьеры я разговорилась с Сесиль Де Милль. (Cecil De Мille - американский кинодраматург, режиссёр, продюсер - Прим. И.Л. Викентьева). Это был мой первый год в Голливуде, мне было двадцать два, и я развилась уже как сильный сюжетист; но хотя я могла придумать хорошую сюжетную историю, всё же сознательно не могла определить, какие характеристики делают её хорошей. Де Милль поведал мне нечто прояснившее суть проблемы.

Он сказал, что хорошая история зависит от того, что он называл «ситуация», подразумевая сложный конфликт (сюжет-тему), и что те истории лучшие, которые можно рассказать в одном предложении. Иначе, если особая ситуация (не вся история конечно) может быть изложена в одном предложении, это задел хорошей сюжетной истории.

Он рассказал, как однажды купил по случаю историю для одного из своих самых успешных фильмов «Непредумышленное убийство». В оригинале это был роман, и его друг телеграфировал ему в Голливуд, советуя купить роман для экранизации. Послание друга состояло всего из одного предложения: «Справедливый молодой окружной прокурор должен преследовать по суду женщину, которую любит, испорченную наследницу, за смерть полицейского в результате автомобильной аварии». Это всё, что Де Милль знал об истории, которую купил.

Такого рода предложения содержат все элементы хорошей истории - поскольку дают вам конфликт. Как только появляется конфликт, вы понимаете, какие события должны произойти, чтобы подвести характеры к кульминации, и какие возможны последствия конфликта. Вы не охватите разом все события - очень большой выбор, но увидите возможность их драматично выстроенной прогрессии.

Любой, кто начинает с подобной идеи, спасён «драматически». Только плохой писатель мог бы её разрушить.

Вот почему вы должны стремиться к этому. Учитесь создавать подобного рода ситуации, когда читаете бессюжетные книги или смотрите бессюжетные телепередачи и кинофильмы, или просто так. Это будет первым и наиболее важным шагом будущего писателя - мастера сюжета».

Айн Рэнд, Искусство беллетристики: руководство для писателей и читателей, М.,  «Астрель»; «Аст», 2011 г., с. 113-115.

 

Мастер-класс И.Л. Викентьева «Написание статей / книг для продвижения сложных услуг, идей и людей»