Отдельные творческие решения в живописи, скульптуре и дизайне
Искусство- и литературоведениеИскусствоведение и литературоведение
Набор эвристикНабор эвристик, приёмов
X
Отдельные творческие решения в живописи, скульптуре и дизайне
Искусство- и литературоведениеИскусствоведение и литературоведение
Набор эвристикНабор эвристик, приёмов
X
«… новые, невиданные возможности пластического движения открывает Микеланджело. Если греческая скульптура воплощает гармонию между человеческой волей и телом, если готическая скульптура воплощает эмоциональную энергию человека, то для скульптуры Микеланджело характерна борьба воли и чувства. Этот конфликт оказывается очень продуктивным в скульптуре и создаёт ряд новых, неизвестных ранее вариантов движения.
I. Движение преувеличенное, форсированное, сверхъестественно мощное (и в физическом, и в духовном смысле).
Греческая скульптура часто избегает чрезмерного физического напряжения или же если и использует его, то всегда односторонне, прямолинейно (вспомним «Боргезского бойца», делающего молниеносный, мощный выпад). Микеланджело, напротив, натягивает и напрягает мускулы до максимума, притом в разных, иногда противоположных направлениях - отсюда излюбленное у Микеланджело спиральное, вращательное движение, которое воспринимается как повышенная духовная жизнь, как глубокий психологический конфликт (неоконченная статуя апостола Матфея, так называемый «Аполлон», «Победа» и многие другое),
II. Зарождающееся, потенциальное движение; оно ещё не вылилось в действие, но уже созрело, насыщено внутренним напряжением.
Микеланджело обычно ещё усиливает этот пластический мотив острым, внезапным переживанием - тело ещё в покое (хотя и напряженном), но резкий поворот головы, неожиданный жест руки создают впечатление внезапно вспыхнувшей динамики («Давид», «Моисей» и др.).
III. Самым же замечательным открытием Микеланджело являются мотив задержанного, подавленного, связанного, противоречивого движения (воплощающего по преимуществу борьбу воли и чувств).
Чаще всего это происходит у Микеланджело таким образом, что внешние, физические препоны свободному движению превращаются во внутренний, духовный конфликт (таковы, например, «Скованные рабы» для гробницы папы Юлия II). Особенно замечателен пластический контраст в статуе молодого раба: правый контур юноши как бы съеживается, вянет; левый же устремляется вверх, оживает. Что это - предсмертная агония или вздох первого пробуждения? Столь сложного, многозвучного пластического выражения не знала ни греческая, ни готическая скульптура.
IV. Борьба воли с подсознательными импульсами.
Четыре замечательных варианта этого пластического мотива мы наблюдаем в аллегориях Капеллы Медичи, воплощающих четыре времени дня. «Ночь» жаждет сна, но бурные сновидения лишили её покоя, она вся изгибается в трагическом волнении. Мускулы «Дня» напрягаются. Могучая фигура хочет повернуться спиной к зрителю, но голова, лицо упрямо оборачиваются к дневному свету, он не в силах не смотреть. В гибком теле «Авроры» пробуждается энергия, но в её лице еще бродят тени тяжелых, печальных снов. Все эти глубокие,духовные конфликты воплощены вращательными движениями, сочетанием напряжённой подвижности с тяжелым покоем (отдельные члены тела находятся в непрерывном движении, всё тело не двигается с места).
Но и гениальная образная фантазия Микеланджело не исчерпывает всех возможностей пластического движения. Скульптура эпохи барокко, особенно в лице её ведущего мастера Лоренцо Бернини, делает новое открытие - движения, мгновенного, преходящего, изменчивого. Скульптура барокко, как бы соревнуясь с живописью,уже не довольствуется представлением движения, а хочет воплотить само впечатление движения. Кардинал Боргезе изображён в тот момент, когда он внезапно поворачивает голову и что-то быстро говорит своему собеседнику.
Ещё поучительнее в этом смысле статуарная группа «Аполлон и Дафна». Характерен уже самый выбор темы - превращение, метаморфоза нимфы в дерево. Бернини отказывается от замкнутой каменной глыбы Микеланджело и пользуется чисто живописными приёмами - он оперирует не столько каменными массами, сколько отверстиями, пролётами; не телами, а пространством, светом и тенью. Оттого такое большое значение в его скульптуре приобретают блики света и рефлексы. В то же время Бернини не отказывается от традиций классической скульптуры - от созвучий силуэтов, от динамики линейного ритма (стоит обратить внимание на декоративный полёт линий от руки Аполлона к руке Дафны)…»
Виппер Б.Р., Введение в историческое изучение искусства, М., «Аст-пресс-книга», 2004 г., с. 146.